Момент затяжки бугелей коленвала ВАЗ 2108: инструкция, таблица, советы
Что такое бугели коленвала и почему важен момент их затяжки
Если вы владелец ВАЗ 2108 и занимаетесь его ремонтом, то рано или поздно вы столкнетесь с таким понятием, как бугели коленчатого вала. Это не что иное, как специальные крышки (или опоры), которые удерживают коренные подшипники коленвала в блоке цилиндров. Проще говоря, это детали, которые не дают коленвалу болтаться и обеспечивают его четкое и ровное вращение. От их правильной установки напрямую зависит жизнь и здоровье двигателя вашего автомобиля.
Самая важная процедура при их установке — это затяжка с определенным усилием, которое измеряется в Ньютон-метрах (Нм). Этот параметр и называется моментом затяжки. Почему он так важен? Если перетянуть бугели, можно повредить сами вкладыши подшипников, деформировать крышки или даже сам коленвал. Это приведет к быстрому износу, задирам и дорогостоящему ремонту. Если недотянуть — крышки будут болтаться, что вызовет стуки, разрушение вкладышей и, в худшем случае, проворот коленвала с катастрофическими последствиями для всего мотора.
Поэтому вопрос о том, каким должен быть правильный момент затяжки бугелей коленвала на ВАЗ 2108, — это не просто техническая формальность, а ключевой этап сборки двигателя, определяющий его дальнейшую судьбу. Многие автолюбители ищут эту информацию, когда делают капитальный ремонт мотора или, например, замену заднего сальника коленвала.
Видео: Момент затяжки коленвала
Необходимый инструмент для правильной затяжки
Чтобы выполнить эту работу качественно, одного гаечного ключа и грубой силы будет категорически недостаточно. Вам понадобится специальный инструмент — динамометрический ключ. Это ключ, который позволяет контролировать усилие, прикладываемое к болту или гайке, и точно закручивать их до нужного момента, указанного в технической документации.
Существует несколько видов таких ключей: щелчковые (самые популярные у любителей), стрелочные и электронные. Для работы с бугелями коленвала ВАЗ 2108 лучше всего подойдет надежный щелчковый ключ с диапазоном, покрывающим необходимые значения (обычно до 100 Нм). Пытаться сделать это «на глазок» или с помощью обычного ключа — огромный риск убить только что отремонтированный двигатель. Это тот случай, когда экономия на инструменте приводит к многократно большим тратам на повторный ремонт.
Помимо динамометрического ключа, вам также понадобится набор обычных рожковых или накидных ключей и головок для предварительной затяжки, а также чистая ветошь и моторное масло для смазки резьбы и под головки болтов. Чистота и смазка — важные условия для достижения точного момента затяжки.
Пошаговая инструкция по затяжке бугелей коленвала
Процесс затяжки требует аккуратности и соблюдения последовательности. Вот как это правильно делается на двигателе ВАЗ 2108. Сначала убедитесь, что вкладыши коренных подшипников и постели в блоке и самих бугелях чистые и правильно установлены. Резьбу в блоке цилиндров и сами болты необходимо очистить и смазать небольшим количеством моторного масла. Это обеспечит точное усилие при затяжке без перекосов.
Далее установите бугели (крышки) на свои места. Важно помнить, что крышки строго индивидуальны и помечены рисками для установки в свое конкретное место (обычно цифры от 1 до 5, считая от шкива). Перепутать их — значит получить перекос и неправильную работу коленвала. После установки вверните все болты от руки, насколько это возможно.
Теперь приступаем к самой затяжке. Она проводится в два этапа и крест-накрест, чтобы обеспечить равномерное прилегание крышки. Сначала динамометрическим ключом затяните все болты предварительным моментом. После этого доведите усилие до окончательного, финального значения. Такая двухэтапная схема позволяет надежно и равномерно стянуть детали.
Таблица моментов затяжки для ВАЗ 2108
Чтобы вам было максимально понятно, мы свели все необходимые данные в одну простую таблицу. Здесь указаны моменты затяжки для разных элементов крепления коленвала. Это те цифры, которые вам нужно будет выставить на своем динамометрическом ключе.
| Элемент | Момент затяжки, Нм | Примечание |
|---|---|---|
| Болты крепления бугелей (крышек) коленвала | 68,0 — 75,5 | Основной момент затяжки |
| Болты крепления шатунов | 43,5 — 53,5 | Шатунные болты |
| Болт крепления шкива коленвала | 120,0 — 130,0 | Обязательно использовать стопор |
Как видно из таблицы, момент затяжки бугелей коленвала для ВАЗ 2108 находится в диапазоне от 68 до 75,5 Нм. Рекомендуется придерживаться среднего значения в 72 Нм. Для шатунных крышек момент другой — от 43,5 до 53,5 Нм. Не путайте эти значения, так как шатунные болты тоньше и требуют более аккуратного обращения.
Помните, что болты бугелей коленвала — это ответственные детали. Если есть признаки их растяжения или повреждения резьбы (например, после предыдущих ремонтов), их необходимо заменить на новые. Использование старых, деформированных болтов недопустимо, так как они не обеспечат нужного усилия затяжки и могут лопнуть в самый неподходящий момент.
Видео: ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНВАЛА — Поиск и устранение неисправности ДПКВ на ВАЗ 2109-99 и 2110-2115 8 кл.
Частые ошибки и полезные советы
Даже зная правильный момент, многие умельцы допускают досадные промахи. Самая распространенная ошибка — это затяжка «с перелетом». Желание сделать покрепче, про запас, приводит к печальным результатам. Сильное перетягивание растягивает болты, повреждает вкладыши и нарушает геометрию посадочных мест. Все это вызывает масляное голодание и ускоренный износ коленвала.
Вторая частая проблема — это грязная или поврежденная резьба. Если в отверстии в блоке есть старая грязь, стружка или сама резьба сорвана, добиться правильного момента и равномерного усилия невозможно. Болт будет закручиваться туже, создавая ложное ощущение правильной затяжки, в то время как усилие на самой крышке будет недостаточным. Перед сборкой всегда тщательно очищайте и прогоняйте резьбу метчиком.
Еще один совет: после обкатки отремонтированного двигателя (пробега первых 500-1000 км) рекомендуется еще раз подтянуть болты крепления головки блока цилиндров. А вот болты бугелей и шатунов повторной затяжки не требуют, если все было сделано правильно с первого раза с использованием динамометрического ключа и новых болтов (при необходимости).
Следование этим простым, но важным рекомендациям позволит вам правильно собрать двигатель вашего ВАЗ 2108 и избежать проблем, связанных с неправильной затяжкой бугелей коленвала. Это гарантия того, что мотор будет работать долго, мощно и без посторонних стуков.



