Замена ГБЦ на ВАЗ 2112 16 клапанов: подробная инструкция своими руками
Что такое ГБЦ и зачем её менять
Головка блока цилиндров, или просто ГБЦ, — это одна из самых важных деталей двигателя вашего ВАЗ 2112. Её часто называют просто «головкой». Она закрывает блок цилиндров сверху и образует камеры сгорания, где происходит воспламенение топливной смеси. Внутри неё также находятся клапаны, свечи зажигания и каналы для подачи масла и охлаждающей жидкости. Без исправной головки двигатель просто не сможет нормально работать.
Замена головки блока цилиндров на ВАЗ 2112 может потребоваться по нескольким причинам. Самая частая — это перегрев двигателя, из-за которого головка может покоробиться или в ней появятся трещины. Это приводит к попаданию масла в антифриз или наоборот, а также к падению мощности двигателя. Другие причины — это сильный износ или необходимость капитального ремонта мотора. Если вы планируете тюнинг двигателя, установка новой или доработанной головки — тоже обычное дело.
Многие автовладельцы задаются вопросом: сложно ли самостоятельно поменять ГБЦ на ВАЗ 2112? Это работа средней сложности, которая требует аккуратности и базового набора инструментов. Если вы уже имели дело с ремонтом автомобиля и не боитесь запачкать руки, то справитесь. Главное — делать всё не торопясь и внимательно следовать инструкции. Эта статья поможет вам разобраться во всех этапах замены.
Видео: Затяжка гбц ваз 2112 16 клапанов
Что понадобится для работы
Перед тем как начать замену головки блока на вашем ВАЗ 2112, необходимо подготовить все инструменты и материалы. Это сэкономит вам массу времени и нервов в процессе работы. Вам не понадобятся какие-то особенные или дорогие инструменты, большую часть из этого набора можно найти в гараже у любого автолюбителя.
Вот основной список того, что нужно приготовить:
- Набор гаечных ключей и головок (желательно с трещоткой и воротком).
- Динамический ключ для точного затягивания болтов.
- Новая прокладка ГБЦ (обязательно качественная, оригинал или проверенный аналог).
- Уплотнительные кольца для свечных колодцев (если меняются).
- Очиститель от нагара и ветошь.
- Новый антифриз и моторное масло (так как при снятии головки их придется слить).
Крайне важно купить хорошую прокладку ГБЦ. Не экономьте на этом элементе, ведь от его качества зависит герметичность всей системы. Для 16-клапанного двигателя ВАЗ 2112 используются свои специфические прокладки, поэтому при покупке обязательно уточните модель вашего двигателя. Также проверьте, ровная ли у вас старая головка. Для этого её нужно отнести на проверку на специальный стенд (поверочную плиту) на СТО.
Пошаговая инструкция по снятию старой головки
Первым делом необходимо подготовить автомобиль к работе. Установите его на ровную площадку, зафиксируйте ручной тормоз и под колеса подложите противооткатные упоры. Дайте двигателю полностью остыть, если вы до этого на нём ездили. Работать с горячим мотором не только неудобно, но и опасно. Откройте капот и снимите минусовую клемму с аккумулятора, чтобы обезопасить себя и электронику автомобиля.
Теперь нужно освободить доступ к самой головке. Для этого последовательно снимите:
- Воздушный фильтр и патрубок, идущий к дросселю.
- Кожух ремня ГРМ (газораспределительного механизма).
- Приводные ремни навесных агрегатов (генератора, кондиционера и т.д.).
- Клеммы со свечей зажигания и провода.
- Разъёмы всех датчиков, которые находятся на головке (датчик положения распредвала, датчик детонации).
- Топливные трубки и шланги системы охлаждения (предварительно слейте антифриз!).
После того как всё мешающее убрано, можно приступать к откручиванию самой головки. Болты крепления ГБЦ откручиваются в определённой последовательности, которая обычно указана в руководстве по ремонту. Нельзя откручивать их просто как попало, иначе можно повредить саму головку или блок цилиндров. Откручивайте болты крест-накрест, начиная с периферии, постепенно ослабляя каждый из них по несколько оборотов. После того как все болты выкручены, аккуратно снимите головку с блока. Если она прикипела, ни в коем случае не поддевайте её отвёрткой. Аккуратно постучите резиновой киянкой по краям, чтобы она отошла.
Установка и притирка новой ГБЦ
Перед тем как поставить новую или отремонтированную головку на ВАЗ 2112, необходимо тщательно подготовить поверхности. Очистите верхнюю плоскость блока цилиндров от остатков старой прокладки и нагара. Сделать это можно с помощью скребка и щетки, но действуйте очень аккуратно, чтобы не поцарапать алюминий. То же самое проделайте и с нижней плоскостью самой головки. После очистки обезжирьте обе поверхности.
Теперь можно приступать к установке. Положите новую прокладку ГБЦ на блок цилиндров. Убедитесь, что она легла ровно и все отверстия совпадают. Ничем её смазывать не нужно. Аккуратно установите головку блока цилиндров на своё место поверх прокладки. Важно сделать это ровно, не сдвинув её. После этого возьмите новые болты крепления ГБЦ (старые повторно использовать не рекомендуется) и смажьте их моторным маслом.
Затяжка болтов — это самый ответственный этап во всей процедуре установки головки на ваз 2112. Болты должны затягиваться с строго определённым усилием и в правильной последовательности. Обычно используется трёхэтапная схема затяжки. Сначала все болты затягиваются моментом 20 Нм, затем доворачиваются на 90 градусов, и потом ещё раз на 90 градусов. Всегда сверяйтесь с официальным руководством по ремонту для вашей конкретной модели двигателя! После затяжки можно приступать к обратной сборке всех снятых узлов.
Видео: Как снять головку (ГБЦ) ваз 2110-2111-2112 16 клапанов
Завершение работы и первые запуски
После того как головка установлена и затянута, необходимо собрать всё в обратном порядке. Подсоедините все топливные шланги, патрубки системы охлаждения и разъёмы датчиков. Установите на место ремень ГРМ, строго совместив все метки на шестернях и на двигателе. Это крайне важно для правильной работы двигателя. Если метки будут сбиты, клапана могут встретиться с поршнями, что приведёт к серьёзным поломкам. После установки ремня натяните его согласно инструкции.
Залейте новое моторное масло и антифриз. Не забывайте, что после замены ГБЦ в системе охлаждения могут остаться воздушные пробки. Чтобы их удалить, после заливки антифриза дайте двигателю поработать с открытой крышкой расширительного бачка, пока не включится вентилятор печки. Периодически поддавливайте патрубки, чтобы помочь воздуху выйти. Проверьте, нет ли подтёков масла или антифриза в местах соединений.
Теперь можно попробовать завести двигатель. Первый запуск после замены головки блока цилиндров — всегда волнительный момент. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах, внимательно прислушиваясь к любым посторонним звукам (стукам, шипению). Проверьте, не горит ли лампочка давления масла. После того как двигатель прогреется, ещё раз проверьте все соединения на предмет подтеканий. Первые несколько сотен километров старайтесь не нагружать двигатель сильно, дайте всем новым деталям притереться.



