Схема и момент затяжки распредвала ВАЗ: инструкция для 8 и 16 клапанов
Что такое схема затяжки распредвала и почему это важно
Каждый автовладелец ВАЗ рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта двигателя. Одной из самых ответственных операций при сборке мотора является установка распредвала и затяжка его постели. Распределительный вал отвечает за своевременное открытие и закрытие клапанов, и от того, насколько правильно он установлен, зависит работа всего двигателя. Неправильная затяжка может привести к серьезным проблемам.
Если болты затянуты не в правильном порядке или с неправильным усилием, может нарушиться соосность опор распредвала. Это вызовет его перекос, повышенный износ, затрудненное вращение и, в конечном итоге, выход из строя всего газораспределительного механизма. В худшем случае это может привести к заклиниванию вала и капитальному ремонту двигателя. Поэтому соблюдение схемы и момента затяжки – это не просто рекомендация, а строгое правило.
Многие задаются вопросом: чем отличается процедура для 8- и 16-клапанных моторов? Разница есть, и она заключается в конструкции самого вала и количестве болтов крепления. На 8-клапанных двигателях, как правило, один распредвал, а на 16-клапанных – два. Соответственно, и схема затяжки, и требуемое усилие будут разными для каждой модели ВАЗ, будь то классика или более современная модель.
Видео: Установка распредвала, цепи ГРМ, зажигания, по меткам, ВАЗ Классика
Необходимые инструменты и подготовка
Перед началом работы крайне важно подготовить все необходимое. Главный инструмент – это динамометрический ключ. Без него выполнить затяжку с нужным моментом просто невозможно. «На глазок» здесь работать категорически нельзя, так как ошибка даже в несколько Нм может иметь печальные последствия. Также вам могут понадобиться головки подходящего размера, вороток и чистая ветошь.
Поверхности, которые будут соприкасаться, должны быть идеально чистыми. Речь идет о постелях (посадочных местах) в головке блока цилиндров и самих крышках распредвала. На них не должно быть старого масла, грязи или стружки. Любая мелкая частица, попавшая под крышку, нарушит геометрию и приведет к неправильной посадке вала. Перед установкой обязательно очистите все поверхности и убедитесь в их безупречной чистоте.
Еще один важный подготовительный этап – проверка состояния болтов. Резьбовые соединения, особенно алюминиевые, имеют свойство вытягиваться. Старые болты, которые уже прошли несколько циклов затяжки, могли потерять свои прочностные характеристики. Для ответственных узлов, к которым относится и постель распредвала, рекомендуется использовать новые болты. Это гарантирует, что вы создадите необходимое и равномерное усилие при затяжке.
Моменты затяжки для разных двигателей ВАЗ
Момент затяжки – это конкретное значение усилия, которое необходимо приложить к болту или гайке. Оно измеряется в Ньютон-метрах (Нм). Для каждого двигателя и каждого типа соединения завод-изготовитель устанавливает свое значение. Использование правильного момента критически важно для обеспечения надежности и предотвращения деформации деталей.
Приведем основные значения для популярных моделей. Для 8-клапанных двигателей классических моделей ВАЗ (например, 2101, 2106) момент затяжки болтов постели распредвала обычно составляет от 19,6 до 26,5 Нм. Для более современных 8-клапанных моторов, таких как ВАЗ-2114, это значение часто составляет 21,6 Нм. Всегда уточняйте информацию в руководстве по ремонту для вашей конкретной модели двигателя.
Для 16-клапанных двигателей (например, ВАЗ-2112, 21124, 21126) процедура сложнее. Момент затяжки здесь, как правило, выше. Часто используется двухэтапная затяжка: сначала все болты затягиваются предварительным моментом (например, 20 Нм), а затем доворачиваются на определенный угол (например, на 90 градусов) или до конечного момента в 69,4 — 86,3 Нм. Точная схема всегда указывается в технической документации.
| Модель двигателя | Количество клапанов | Момент затяжки (Нм) | Примечание |
|---|---|---|---|
| ВАЗ-2101-2107 | 8 | 19.6 — 26.5 | Классические модели |
| ВАЗ-2108-2115 | 8 | 21.6 | Переднеприводные модели |
| ВАЗ-2112, 21124, 21126 | 16 | 69.4 — 86.3 | Часто с двухэтапной затяжкой |
Порядок затяжки распредвала: пошаговая инструкция
Порядок затяжки, или схема, – это последовательность, в которой нужно закручивать болты. Это делается для того, чтобы избежать перекоса вала. Распредвал – это длинная деталь, и если начать затягивать болты просто подряд, его может повести. Правильная последовательность позволяет равномерно прижать его по всей длине.
Общий принцип для большинства двигателей – затяжка от центра к краям. Представьте, что вы устанавливаете стекло на книжную полку – вы сначала наживляете крепления по центру, чтобы оно встало ровно, а затем равномерно закручиваете остальные. С распредвалом работает похожая логика. Это обеспечивает его правильную посадку в постели без напряжения.
Для 8-клапанного мотора порядок затяжки обычно следующий:
- Сначала наживите все болты от руки, чтобы крышка легла на место.
- Затем, используя динамометрический ключ, начинайте затяжку с центрального болта.
- После этого переходите к симметрично расположенным болтам, двигаясь от центра к краям.
- Сделайте несколько проходов, постепенно увеличивая усилие до нужного момента.
Для 16-клапанных двигателей с двумя валами схема может быть более сложной, но принцип «от центра к краям» сохраняется для каждого вала в отдельности.
Видео: Простой способ как устранить стук распредвала ВАЗ 8кл.
Частые ошибки и полезные советы
Самая распространенная ошибка – пренебрежение динамометрическим ключом. Многие опытные, но самоуверенные мастера полагаются на свой опыт и чувство момента. Однако человеческое ощущение усилия очень субъективно и зависит от усталости, положения рук и других факторов. Только точный инструмент может гарантировать результат.
Вторая ошибка – использование старых, отработанных болтов. Как уже упоминалось, они имеют свойство растягиваться. Новый болт затянется с расчетным усилием и создаст правильное давление. Старый болт может быть затянут с тем же моментом, но из-за своей деформации он не создаст нужного усилия предварительной нагрузки, что может привести к ослаблению соединения в будущем.
Не торопитесь. Работа с газораспределительным механизмом требует аккуратности и внимательности. После затяжки обязательно проверьте, вращается ли распредвал свободно, без малейших заеданий. Если вал проворачивается с усилием, значит, где-то допущена ошибка – перекос, грязь или неправильный момент. Лучше потратить время на переделку, чем потом менять весь двигатель.



