Замена тормозных шлангов на ВАЗ: пошаговая инструкция своими руками
Что такое тормозные шланги и зачем их менять
Тормозные шланги — это гибкие трубки, которые соединяют неподвижные тормозные трубки на кузове вашего ВАЗ с подвижными тормозными механизмами на колесах. Именно по ним тормозная жидкость под давлением поступает к тормозным суппортам или цилиндрам, заставляя машину замедляться. Со временем эти важные детали изнашиваются и требуют внимания.
Основная причина для замены тормозных шлангов на вашем автомобиле — это их старение. Резина, из которой они сделаны, со временем трескается, дубеет и теряет свою эластичность. Внешне это может проявляться в виде мелких трещин или вздутий. Но самая опасная проблема — это внутреннее разрушение, которое не всегда видно глазу. Слой резины внутри может отслаиваться и создавать препятствие для тормозной жидкости, а в худшем случае шланг может просто лопнуть.
Если вы заметили, что педаль тормоза стала более «ватной» или проваливается, машина тормозит хуже, а под автомобилем или на колесах видны подтеки тормозной жидкости — это серьезный повод немедленно проверить состояние всей тормозной системы, и шлангов в первую очередь. Помните, что от их исправности зависит ваша безопасность на дороге.
Видео: Замена переднего тормозного шланга
Что понадобится для замены
Перед тем как начать работу по установке новых тормозных шлангов, необходимо подготовить все инструменты и материалы. Это сэкономит ваше время и сделает процесс замены более организованным и безопасным. Вам не потребуется сложный профессиональный инструмент, большая часть необходимого наверняка есть у вас в гараже.
Вот основной список того, что вам нужно будет иметь под рукой:
- Набор рожковых и накидных ключей (чаще всего нужны ключи на 10, 11, 13, 14 и 17).
- Тормозная жидкость. Обязательно той марки, которая уже залита в систему (DOT-4 является самой распространенной для ВАЗ).
- Новые тормозные шланги. Желательно покупать качественные, проверенных брендов.
- Чистая ветошь и небольшая емкость для слива старой тормозной жидкости.
- Прозрачная силиконовая трубочка (подойдет от капельницы) и пустая бутылка для прокачки тормозов.
- Удлинитель для ключа или небольшой рычаг для откручивания прикипевших гаек.
Также крайне важно подготовить машину. Установите ее на ровную площадку, зафиксируйте колеса противооткатными упорами и обязательно поставьте на ручной тормоз. Для большей безопасности под колеса можно дополнительно подложить колодки или кирпичи.
Пошаговая инструкция по замене
Замена тормозного шланга на ВАЗ — процедура, требующая аккуратности и внимания. Мы рассмотрим общий порядок действий, который подойдет для большинства моделей. Начните с того колеса, где шланг выглядит наиболее изношенным. Не пытайтесь менять все шланги сразу — делайте это по одному, чтобы не запутаться.
Сначала нужно ослабить затяжку колеса, а затем поднять автомобиль домкратом и надежно установить его на подставку (козелок). Никогда не работайте под машиной, поднятой только на домкрате! Снимите колесо, чтобы получить удобный доступ к тормозному механизму. Теперь найдите сам тормозной шланг. Один его конец соединен с жесткой тормозной трубкой на кузове, а другой — с суппортом (на передних колесах) или тормозным цилиндром (на задних).
Аккуратно очистите соединения шланга от грячи щеткой. Возьмите подходящий ключ (чаще всего на 10 или 11) и открутите болтик, который крепит конец шланга к трубке на кузове. Будьте готовы к тому, что из соединения может подкапать тормозная жидкость — подставьте емкость. Затем открутите второй конец шланга от тормозного механизма (здесь обычно нужен ключ на 14 или 17). Сняв старый шланг, аккуратно наденьте на его место новый, стараясь не перекручивать его. Затягивайте соединения без чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу.
Как правильно прокачать тормоза после замены
После того как вы установили новый шланг, в тормозную систему неизбежно попадает воздух. Воздух в тормозах очень опасен, так как он сжимается, и педаль становится мягкой, а эффективность торможения резко падает. Поэтому следующий обязательный этап — прокачка тормозов. Для этого вам понадобится помощник.
Попросите помощника сесть на водительское место. На том колесе, где вы меняли шланг, найдите штуцер для прокачки. Он обычно находится на тормозном суппорте или цилиндре. Наденьте на него прозрачную силиконовую трубочку, а второй ее конец опустите в бутылку с небольшим количеством тормозной жидкости. Это нужно, чтобы воздух не засасывался обратно. Откройте штуцер примерно на пол-оборота ключом.
Теперь ваш помощник должен несколько раз плавно нажать на педаль тормоза и, нажав ее в последний раз до упора, держать. В этот момент вы закручиваете штуцер обратно. После этого помощник может отпустить педаль. Процедуру повторяют до тех пор, пока из трубки в бутылку не перестанут выходить пузырьки воздуха, а будет литься чистая тормозная жидкость без пузырей. Не забывайте постоянно подливать жидкость в бачок под капотом, чтобы она не закончилась полностью, и в систему снова не попал воздух.
Видео: Как заменить передний тормозной шланг ВАЗ-2101-2107.
Полезные советы и частые ошибки
Работа с тормозами — это ответственная задача. Несколько простых советов помогут вам избежать распространенных ошибок и сделать все правильно. Во-первых, никогда не используйте для откручивания прикипевших гаек шланга ударные инструменты или огромные рычаги. Вы можете легко сорвать резьбу, и ремонт превратится в большую проблему. Если гайка не идет, обработайте ее специальной жидкостью (например, WD-40) и дайте ей время подействовать.
Во-вторых, внимательно следите за тем, чтобы новый шланг нигде не перекрутился и не терся о колесо или другие элементы подвески. После установки обязательно проверьте, чтобы у шланга был достаточный запас хода при полном повороте руля и ходе подвески. При затяжке соединений не перетягивайте их. Закручивайте от руки, а затем дотягивайте ключом без фанатизма. Слишком сильная затяжка может повредить уплотнения или сам шланг.
После завершения всех работ и прокачки тормозов не спешите сразу выезжать на дорогу. Сначала проверьте работу тормозов на безопасном участке без движения. Нажмите на педаль несколько раз — она должна быть упругой и не проваливаться. Затем троньтесь с места и на небольшой скорости проверьте эффективность торможения. Убедитесь, что под всеми соединениями нет подтеков тормозной жидкости. Только после этого можно уверенно пользоваться автомобилем.



