Как проверить датчик коленвала ВАЗ: 2 простых способа своими руками

Что такое датчик коленвала и зачем он нужен

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ), или просто датчик коленвала, — это небольшой, но очень важный прибор в вашем автомобиле ВАЗ. Его главная задача — следить за положением коленвала и скоростью его вращения. Эта информация в режиме реального времени отправляется в электронный блок управления (ЭБУ) двигателем. На основе этих данных блок управления точно определяет моменты, когда нужно подать топливо и дать искру для воспламенения смеси в цилиндрах.

Если датчик коленвала на вашей Приоре, Калине или классике ВАЗ выходит из строя, работа двигателя моментально нарушается. Без точных данных о положении валов ЭБУ не может правильно синхронизировать работу форсунок и системы зажигания. Это приводит к серьезным проблемам: двигатель может начать работать с перебоями, сильно троить, глохнуть на ходу или вообще отказаться запускаться. В некоторых случаях на панели приборов загорается значок «Check Engine».

Поэтому умение проверить этот датчик самостоятельно — ценный навык для любого владельца отечественного автомобиля. Это может сэкономить вам время и деньги на поездке в сервис, особенно если проблема оказалась не в нем, а, например, в окисленных контактах. Далее мы подробно разберем, как найти этот датчик под капотом и какими способами его можно проверить.

Видео: Датчик положения коленвала: признаки неисправности, как проверить

Где находится датчик и признаки его неисправности

Прежде чем начать проверку, датчик коленвала нужно найти. Расположен он не в самом доступном месте, но найти его несложно. На автомобилях ВАЗ (2108, 2109, 2110, 2114 и других моделях) он обычно крепится на кронштейне рядом со шкивом приводного ремня генератора. Чтобы до него добраться, часто даже не нужна яма или подъемник. Просто откройте капот и посмотрите в районе правого колеса (по ходу движения автомобиля) на сам шкив. Рядом с его зубчатым венцом вы и увидите небольшой пластиковый элемент с проводом — это и есть искомый датчик.

Понять, что возможно виноват именно ДПКВ, помогут характерные симптомы. Самый очевидный признак — двигатель не запускается. Стартер крутит, а мотор не схватывает. Также на неисправность датчика коленвала могут указывать неустойчивая работа на холостом ходу, самопроизвольное повышение или понижение оборотов, провалы и рывки при движении, особенно под нагрузкой, и заметная потеря мощности. Двигатель может просто заглохнуть на светофоре и потом не заводиться.

Важно помнить, что перечисленные проблемы не всегда стопроцентно указывают на поломку именно датчика коленчатого вала. Похожие симптомы могут быть и при неисправностях катушки зажигания, модуля зажигания, высоковольтных проводов или топливного насоса. Именно поэтому так важна самостоятельная проверка, которая поможет локализовать проблему и не менять заведомо исправные детали.

Подготовка к проверке: что вам понадобится

Для самостоятельной диагностики датчика положения коленвала не потребуется сложного или дорогого оборудования. Большинство инструментов наверняка есть у вас в гараже. Вам будет нужен мультиметр — универсальный прибор для измерения напряжения, сопротивления и силы тока. Подойдет самая простая и недорогая модель. Также приготовьте ключ на «10» для откручивания болта крепления датчика и, возможно, крестовую отвертку, чтобы ослабить хомут воздушного патрубка, если он мешает доступу.

Перед тем как приступить к работе, обязательно соблюдите простейшие правила безопасности. Заглушите двигатель и выньте ключ из замка зажигания. Поскольку датчик связан с электронной системой автомобиля, для полного спокойствия можно отсоединить клемму «минус» от аккумулятора. Это исключит любые случайные короткие замыкания. Убедитесь, что область работы хорошо освещена, чтобы вам было удобно работать и не повредить соседние узлы.

Сама процедура проверки не займет много времени. Самый простой визуальный осмотр и замер сопротивления отнимут у вас не более 10-15 минут. Более сложная проверка на осциллографе, которая дает самую точную картину, требует специального оборудования и навыков, поэтому в рамках этой статьи мы рассмотрим методы, доступные каждому в гаражных условиях.

Способ 1: Визуальный осмотр и проверка сопротивления

Самый первый и простой шаг — это тщательный внешний осмотр датчика коленвала. Начните с того, что отсоедините колодку с проводами от датчика. Осмотрите сам разъем и контакты на предмет окисления, грязи или повреждений. Часто проблема кроется именно в плохом контакте, а не в самом приборе. Очистите контакты, если это необходимо, и попробуйте завести машину. Иногда это простое действие решает все проблемы.

Далее осмотрите корпус датчика и его сердечник. На них не должно быть сколов, трещин и других механических повреждений. Сердечник (тот самый наконечник, который смотрит на зубья шкива) должен быть чистым. Иногда на него налипает металлическая стружка от шкива, которая нарушает работу. Аккуратно протрите его тряпочкой, смоченной в спирте или бензине. После очистки снова попробуйте запустить двигатель.

Если визуально все в порядке, переходим к измерению сопротивления обмотки датчика мультиметром. Переведите прибор в режим измерения сопротивления (Омы). Подсоедините щупы мультиметра к контактам самого датчика (не к колодке проводов). Исправный датчик коленвала ВАЗ должен показывать сопротивление в пределах 550-750 Ом. Точное значение лучше уточнить в руководстве по ремонту для вашей конкретной модели, но показания, сильно выходящие за этот диапазон (например, 0 Ом — короткое замыкание, или бесконечность — обрыв обмотки), четко указывают на необходимость замены.

Способ 2: Проверка индуктивности и других параметров

Более продвинутый, но все еще доступный метод проверки — это измерение индуктивности датчика. Для этого вам понадобится мультиметр, который имеет такую функцию (есть не во всех моделях). Индуктивность — это способность катушки накапливать энергию в магнитном поле. У исправного ДПКВ этот параметр обычно находится в range от 200 до 400 мГн (миллигенри).

Как это проверить? Установите мультиметр в режим измерения индуктивности (часто обозначается буквой L). Так же, как и при проверке сопротивления, подключите щупы прибора к выводам датчика. Зафиксируйте показания. Если значение сильно отличается от нормы или стремится к нулю, датчик неисправен. Этот метод проверки считается более точным, так как он оценивает更深ие параметры работы катушки.

Еще один параметр, на который можно обратить внимание, — это сопротивление изоляции. Для его проверки один щуп мультиметра (в режиме мегаомметра) подключается к любому выводу датчика, а второй — к его металлическому корпусу. Прибор должен показывать сопротивление не менее 20 МОм (мегаом). Если сопротивление меньше, это говорит о пробое изоляции обмотки, и такой датчик подлежит замене. Этот тест особенно актуален, если в датчик часто попадала влага или антифриз.

Видео: симптомы неисправности датчика коленвала в автомобиль ВАЗ 2110 2111 2112 2115 2115 Калина Приора

Что делать, если датчик неисправен

Если в ходе проверки вы убедились, что датчик положения коленчатого вала вышел из строя, его необходимо заменить. Ремонту этот узел не подлежит. К счастью, это недорогая и простая процедура. При покупке нового датчика старайтесь выбирать качественные детали от проверенных производителей. Дешевые аналоги могут быстро выйти из строя или работать некорректно, снова доставляя вам проблемы.

Установка нового датчика выполняется в обратном порядке. Аккуратно вставьте его в посадочное место. Здесь есть один очень важный нюанс: зазор между сердечником датчика и зубьями шкива коленвала должен быть очень маленьким, обычно в пределах 0,5-1,5 мм. На многих датчиках ВАЗ этот зазор выставляется автоматически с помощью специальной прокладки-шайбы, которая идет в комплекте. Ни в коем случае не выбрасывайте ее. Просто закрутите датчик до упора, и правильный зазор установится сам.

После установки подключите колодку с проводами, подсоедините клемму аккумулятора (если снимали) и попробуйте завести двигатель. В большинстве случаев после замены неисправного датчика коленвала двигатель сразу же начинает работать ровно и стабильно. Если проблема не исчезла, стоит искать причину в других элементах системы: проводке, контактах или самом ЭБУ, но это бывает гораздо реже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *