Как проверить реле генератора ВАЗ мультиметром: инструкция для 2107, 2110

Что такое реле регулятор генератора и зачем его проверять

Реле регулятор генератора, который многие автолюбители называют просто «реле зарядки» или «интегралка», — это небольшое, но очень важное устройство в вашем автомобиле ВАЗ. Оно отвечает за то, чтобы генератор выдавал стабильное напряжение, необходимое для питания всех электросистем машины и зарядки аккумулятора. Если оно выходит из строя, это может привести либо к недозаряду АКБ, и тогда вы просто не заведетесь, либо к перезаряду, что «убивает» батарею и может повредить бортовую электронику.

Понять, что с реле-регулятором что-то не так, можно по нескольким косвенным признакам. Самый частый симптом — это нестабильная работа приборной панели. Стрелка вольтметра, если он есть, может дергаться, а лампочка заряда аккумулятора может то загораться, то гаснуть на работающем двигателе. Другой признак — это тусклый или, наоборот, слишком яркий свет фар, который меняет интенсивность в зависимости от оборотов двигателя. Если аккумулятор постоянно разряжен или, наоборот, выкипает электролит — это тоже веский повод проверить реле генератора.

Проверка этого узла — не сложная процедура, которая не требует специальных навыков или дорогого оборудования. Её можно провести самостоятельно в гараже, сэкономив время и деньги на визите в автосервис. Главное — понять принцип работы и иметь под рукой простой мультиметр.

Видео: Как Проверить Реле Регулятор Напряжения Генератора Мультиметром

Подготовка к проверке: что вам понадобится

Прежде чем приступить к непосредственной диагностике, нужно подготовить все необходимое. Вам не понадобятся сложные инструменты. Главный ваш помощник — это мультиметр (тестер), способный измерять постоянное напряжение в диапазоне от 0 до 20 В. Этот прибор есть у многих автолюбителей, а если нет, то его можно недорого приобрести в любом магазине автозапчастей или инструмента. Он универсален и пригодится для многих других проверок электрооборудования автомобиля.

Кроме тестера, полезно иметь под рукой базовый набор инструментов: отвертки (крестовую и плоскую) и ключи. Конкретный размер ключей или тип отвертки зависит от модели вашего ВАЗа и способа крепления реле-регулятора. На некоторых старых моделях, например, на ВАЗ 2107, регулятор напряжения установлен отдельно от генератора, в подкапотном пространстве, и для его снятия нужна отвертка. На более современных автомобилях, таких как ВАЗ 2110, он часто встроен в генератор (такая конструкция называется «интегральной»), и для демонтажа может потребоваться ключ.

Перед началом работ обязательно обеспечьте безопасность. Заглушите двигатель и выньте ключ из замка зажигания. Желательно также отсоединить клеммы от аккумулятора, особенно минусовую. Это защитит вас и бортовую сеть от случайного короткого замыкания.

Способ 1: Проверка реле регулятора на автомобиле

Самый простой и быстрый способ диагностики, который не требует снятия детали с машины, — это проверка напряжения на клеммах аккумулятора. Этот метод позволяет оценить работу всей системы зарядки в целом, включая реле. Для этого запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут на средних оборотах (около 2000–2500 об/мин). Включите для нагрузки фары дальнего света и печку на максимальную скорость.

Возьмите мультиметр, переключите его в режим измерения постоянного напряжения (DCV) на предел 20 В. Красный щуп подключите к положительной клемме аккумулятора (+), а черный — к отрицательной (-). Смотрите на показания прибора. Нормальное напряжение для исправной системы должно находиться в строгих пределах: от 13.8 до 14.5 Вольт. Если ваши показания сильно отличаются от этого диапазона, это явный признак неисправности.

Что означают отклонения? Если напряжение ниже 13.8 В (например, 12.5–13.5 В), значит, аккумулятор не получает достаточного заряда. Виной тому может быть как само реле, так и щетки генератора, или плохой контакт. Если же напряжение выше 14.5 В (15 В и более), это опасный перезаряд. Аккумулятор будет перегреваться, электролит начнет «кипеть» и выкипать. В этом случае реле-регулятор, скорее всего, неисправен и требует замены.

Способ 2: Проверка снятого реле мультиметром

Если проверка на автомобиле показала неисправность, или вы хотите провести более точную диагностику, реле-регулятор нужно снять. На внешних реле (как на ВАЗ 2107) для этого обычно достаточно открутить два винта крепления и отсоединить колодку проводов. Со встроенными реле (интегралками) сложнее — часто приходится снимать весь генератор и разбирать его, чтобы добраться до регулятора напряжения.

Для проверки вам снова понадобится мультиметр. Мы будем проверять сопротивление или наличие контакта между определенными выводами. У реле обычно есть два основных контакта: «плюс» (B+) и «масса» (D-). Также есть щетки, которые контактируют с коллектором генератора. Вам нужно установить щупы тестера на контакты «плюс» и «масса». В исправном состоянии между ними должно быть очень высокое сопротивление (обрыв). Если мультиметр показывает короткое замыкание (сопротивление близко к нулю), реле неисправно.

Другой важный тест — это проверка подачи напряжения. Для этого можно собрать простейшую схему с лампочкой. Подайте на контакт «плюс» реле 12 В от аккумулятора, а на «массу» — минус. Между щетками в этом случае должно быть напряжение. Если его нет, или если лампочка, подключенная к щеткам, не загорается, регулятор напряжения вышел из строя и не пропускает ток. Такую деталь нужно менять.

Видео: Как проверить генератор ВАЗ

Что делать после проверки

Если проверка подтвердила, что реле-регулятор генератора вашего ВАЗа неисправно, его необходимо заменить. Не пытайтесь его ремонтировать — это неразборная и неремонтопригодная деталь. К счастью, стоит она недорого. При покупке нового реле старайтесь выбирать качественные запчасти от проверенных производителей, это убережет вас от повторных проблем в будущем.

Установка нового реле производится в обратном порядке снятию. Если реле внешнее, просто подключите колодку и закрепите его на месте. Если же вы меняли «интегралку» внутри генератора, внимательно соберите все в обратной последовательности, убедившись, что щетки свободно ходят и правильно контактируют с коллектором. После установки не поленитесь снова проверить напряжение на аккумуляторе на работающем двигателе, чтобы убедиться, что система заряда работает в штатном режиме.

Своевременная проверка и замена реле регулятора — это простой, но очень эффективный способ поддерживать исправность электросистемы вашего автомобиля. Регулярный контроль напряжения поможет избежать внезапных отказов и продлит жизнь аккумулятору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *