Как снять коленвал на ВАЗ: подробная инструкция без снятия двигателя
Что такое коленвал и зачем его снимать
Коленчатый вал, или просто коленвал, это одна из самых важных деталей в двигателе вашего ВАЗа. Именно он преобразует движение поршней во вращение, которое через коробку передач и привод идет на колеса. Представьте его как главный «сустав» мотора, без которого машина просто не поедет.
Снятие коленвала на ВАЗ может потребоваться по нескольким причинам. Чаще всего это необходимо при капитальном ремонте двигателя, например, после стука или серьезного износа вкладышей. Иногда требуется замена сальников коленвала, если появились течи масла. Также процедура нужна при расточке блока цилиндров или замене самого вала на новый.
Многие автовладельцы задаются вопросом: можно ли выполнить снятие коленвала без снятия двигателя? Технически, на большинстве моделей ВАЗ (таких как 2101-2107, 2108-2115) это возможно. Двигатель остается на своем месте, но для доступа придется демонтировать множество сопутствующих узлов. Это трудоемкая, но выполнимая задача в гаражных условиях.
Видео: Как снять шестерню с коленвала ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2112, 2113, 2114, 2115, Калина, Приора, Гранта
Подготовка к работе: что понадобится
Перед тем как начать снимать коленвал, важно правильно подготовиться. Вам потребуется стандартный набор инструментов: набор головок и воротков, трещотка, удлинители, ключи разных размеров. Особенно важны торцевые головки на 12, 13, 17, 19 мм. Также необходим динамометрический ключ для последующей правильной затяжки.
Обязательно подготовьте помещение: гараж или другое хорошо освещенное место с ровным полом. Поскольку работа связана с маслом, постелите на пол картон или ветошь. Приготовьте чистые емкости для слива охлаждающей жидкости и масла, а также для складирования мелких деталей и болтов, чтобы ничего не потерять.
Не забудьте про средства индивидуальной защиты: перчатки и очки. Работать придется в неудобных положениях, возможны брызги технических жидкостей. Также заранее купите новый комплект прокладок и сальников, которые нужно будет заменить при сборке. Лучше использовать оригинальные или качественные аналогичные запчасти.
Последовательность демонтажа: шаг за шагом
Первым делом необходимо отсоединить клеммы аккумулятора и слить технические жидкости. Слейте охлаждающую жидкость, открыв краник на блоке цилиндров или радиаторе. Затем слейте моторное масло, открутив пробку на поддоне картера. Это важно сделать, чтобы избежать утечек и загрязнения при дальнейшей разборке.
Далее нужно демонтировать все навесное оборудование, которое мешает доступу. Снимите воздушный фильтр, генератор, стартер, приводные ремни и шкивы. Отсоедините патрубки системы охлаждения, топливные шланги и все электрические connectors. Аккуратно снимите головку блока цилиндров (ГБЦ) вместе с коллекторами.
Теперь можно приступать к разборке непосредственно кривошипно-шатунного механизма. Снимите поддон картера, открутив все болты крепления. Затем демонтируйте масляный насос и привод распределительного вала (цепь или ремень ГРМ). После этого открутите крышки коренных подшипников и шатунные крышки, аккуратно промаркировав их порядковый номер и положение.
Непосредственное снятие коленвала
После того как все крышки откручены и промаркированы, коленвал можно аккуратно извлекать. Делайте это очень осторожно, без резких движений и перекосов, чтобы не повредить шейки вала и постели в блоке. Желательно работать с помощником, так как деталь имеет значительный вес и ее легко уронить.
Если вал не поддается, ни в коем случае не применяйте грубую силу и не стучите по нему молотком. Проверьте, все ли болты откручены, не забыли ли вы снять фиксатор от осевого смещения. Аккуратно поддевайте его монтажной лопаткой через деревянные проставки, чтобы не оставить задиров на поверхностях.
После извлечения коленвала тщательно очистите его от старого масла и нагара. Внимательно осмотрите все шейки (коренные и шатунные) на предмет задиров, рисок и следов износа. Проверьте состояние резьбы в отверстиях для болтов маховика. Лучше сразу отдать вал на диагностику специалистам для измерения биения и определения необходимости шлифовки.
Важные моменты и частые ошибки
Одна из самых распространенных ошибок при снятии коленвала на ВАЗ — это пренебрежение маркировкой деталей. Крышки коренных и шатунных подшипников строго индивидуальны для своего места и положения. Если их перепутать при сборке, это неминуемо приведет к нарушению соосности, быстрому износу и выходу из строя всего двигателя.
Второй критичный момент — чистота. Любая соринка, попавшая на поверхности постелей или в масляные каналы, может стать причиной задиров и масляного голодания. После снятия коленвала обязательно тщательно очистите и продуйте сжатым воздухом все полости и каналы в блоке цилиндров перед установкой нового или отремонтированного вала.
Не экономьте на мелочах. При сборке всегда меняйте все сальники (передний и задний), прокладки поддона и крышек, а также болты крепления крышек шатунов (они одноразовые и подлежат замене). Обязательно используйте динамометрический ключ для затяжки всех критичных соединений с моментом, указанным в руководстве по ремонту для вашей модели ВАЗ.
| Деталь | Рекомендуемая замена | Примечание |
|---|---|---|
| Сальники коленвала | Обязательно | Передний и задний |
| Вкладыши коренные и шатунные | Обязательно | Подбираются по номиналу или ремонтному размеру |
| Болты шатунных крышек | Обязательно | Одноразовые, не подлежат повторному использованию |
| Прокладка поддона картера | Обязательно | Можно использовать качественный герметик |
Видео: Как снять шкив коленвала (на примере автомобиля ВАЗ)
Что делать после снятия
После того как коленвал успешно снят, не спешите сразу собирать все обратно. Это идеальный момент для проведения дополнительных ревизионных работ. Тщательно проверьте состояние шатунов, поршней и поршневых колец. Осмотрите гильзы цилиндров на предмет выработки и задиров.
Обязательно отдайте сам коленчатый вал на дефектовку специалистам. Они проверят его на биение, измерят диаметры шеек и определят, нужна ли ему шлифовка под ремонтные размеры или он еще может работать с номинальными вкладышами. Не пытайтесь оценить его состояние «на глаз» — это может привести к повторному ремонту.
Пока основные детали у специалистов, займитесь очисткой. Тщательно вымойте и продуйте блок цилиндров, особенно масляные каналы. Очистите от нагара и отложений поршни и шатуны. Подготовьте все новые расходники: вкладыши, сальники, прокладки. Правильная подготовка — задел для долгой и надежной работы двигателя после сборки.



