Как выставить зажигание на ВАЗ: подробная инструкция для карбюраторных моделей
Что такое зажигание и зачем его настраивать
Система зажигания в вашем ВАЗе отвечает за своевременное воспламенение топливной смеси в цилиндрах двигателя. Когда момент искрообразования выбран правильно, мотор работает ровно, развивает полную мощность и экономно расходует топливо. Если же зажигание выставлено неверно, вы сразу это почувствуете по поведению автомобиля.
Неправильная установка угла опережения зажигания приводит к целому ряду проблем. При слишком раннем зажигании смесь воспламеняется раньше времени, когда поршень еще не дошел до верхней точки. Это вызывает детонацию, которую часто называют «стуком пальцев». Длительная езда с таким стуком может серьезно повредить двигатель. При позднем зажигании топливо догорает уже в выпускном коллекторе, что вызывает перегрев мотора, потерю мощности и повышенный расход бензина.
Регулировка момента зажигания — это базовая, но очень важная процедура технического обслуживания карбюраторных автомобилей ВАЗ. Ее стоит проводить после любых работ, связанных с разборкой привода распределителя зажигания, а также при появлении признаков неисправности. К счастью, этот процесс достаточно прост и не требует специального дорогостоящего оборудования.
Видео: Как выставить зажигания на ваз классика(установка зажигания) 2101-2107
Что понадобится для работы
Прежде чем приступить к настройке, подготовьте необходимые инструменты. Вам не потребуется ничего экзотического — большинство приспособлений наверняка есть в гараже у любого автолюбителя. Главный ваш помощник — это контрольная лампа или вольтметр. Простая автомобильная лампа на 12 Вольт с двумя проводами идеально подойдет для определения момента зажигания.
Также вам будет нужен ключ для проворачивания коленвала. Обычно для этого используют специальный ключ на 38 мм, но в крайнем случае можно аккуратно провернуть двигатель за болт крепления шкива, используя обычный рожковый ключ. Еще приготовьте ключ на 13 мм для ослабления крепления трамблера — так называют распределитель зажигания.
Для более точной настройки может пригодиться стробоскоп — специальный прибор, который позволяет проверить установку зажигания на работающем двигателе. Но для первоначальной базовой установки достаточно и контрольной лампы. Если вы используйте стробоскоп, дополнительно потребуется помощь напарника, который будет поддерживать обороты двигателя.
Подготовка автомобиля к регулировке
Перед началом работ важно правильно подготовить машину. Установите автомобиль на ровную площадку и зафиксируйте его стояночным тормозом. Под колеса желательно подложить противооткатные упоры. Откройте капот и дайте двигателю остыть, если вы недавно на нем ездили — работать с горячим мотором не только неудобно, но и опасно.
Очистите поверхность вокруг трамблера и маховика от грязи — это поможет вам лучше видеть метки. На картере сцепления или передней крышке двигателя вы найдете шкалу с делениями, а на шкиве или маховике — специальные риски. Эти метки показывают положение поршней в цилиндрах и нужны для точной установки угла опережения зажигания.
Обязательно проверьте состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Если свечи старые или загрязненные, их лучше заменить или почистить перед регулировкой. Также убедитесь, что аккумуляторная батарея достаточно заряжена — это важно для стабильной работы системы зажигания во время настройки.
Поиск меток на маховике
Правильное определение меток — ключевой момент всей процедуры. На большинстве моделей ВАЗ (2101-2107) метки находятся на маховике, который visible через специальное смотровое окно на картере сцепления. Вам нужно найти длинную горизонтальную риску и три коротких черточки рядом с ней, обозначающие разные углы опережения.
Самая первая метка обычно соответствует углу опережения зажигания 10 градусов, вторая — 5 градусов, а третья — 0 градусов. Длинная риска — это верхняя мертвая точка (ВМТ) первого цилиндра. Именно с ней должна совпадать метка на маховике при правильной установке зажигания. Для карбюраторных двигателей обычно устанавливают угол 1-3 градуса до ВМТ.
Если у вас более современная модель ВАЗ, метки могут быть расположены на шкиве коленвала. Принцип тот же — есть неподвижная указательная метка и градуированная шкала. Вращая коленвал, вы совмещаете нужную отметку на шкиве с неподвижным указателем. Для точности лучше использовать специальный ключ, а не пытаться проворачивать двигатель за колесо.
Процесс установки зажигания по лампочке
Этот классический метод надежен и точен. Сначала снимите крышку трамблера и проверьте, чтобы контакты бегунка были чистыми. Поверните коленвал до совпадения метки на маховике с нужной отметкой на шкале (обычно вторая метка для бензина АИ-92). Убедитесь, что бегунок трамблера направлен на контакт первого цилиндра на крышке распределителя.
Подсоедините контрольную лампу одним проводом к клемме «Б» на катушке зажигания, а второй — на массу (кузов автомобиля). Ослабьте гайку крепления трамблера так, чтобы его можно было проворачивать рукой, но с некоторым усилием. Включите зажигание, но не запускайте двигатель — поворот ключа в первое положение.
Медленно поворачивайте корпус трамблера против часовой стрелки до тех пор, пока лампа не погаснет. Затем так же медленно поворачивайте его обратно, по часовой стрелке, и запомните положение, в котором лампа только-только загорится. Это и есть момент возникновения искры. Зафиксируйте трамблер в этом положении и затяните гайку крепления, не сдвигая его.
Проверка и тонкая настройка на работающем двигателе
После установки заведите двигатель и послушайте его работу. Дайте мотору прогреться до рабочей температуры. При правильно выставленном зажигании двигатель должен работать ровно, без провалов и рывков. Теперь можно выполнить окончательную регулировку «на слух» или с помощью стробоскопа.
Если у вас есть стробоскоп, подключите его согласно инструкции и направьте луч на метки. На работающем двигателе при средних оборотах метка на маховике должна совпадать с нужной отметкой на шкале. Если это не так, немного ослабьте трамблер и поверните его на небольшой угол в нужную сторону, затем снова затяните.
При отсутствии стробоскопа можно ориентироваться по поведению автомобиля. Слегка ослабьте гайку трамблера и попробуйте поворачивать его на 1-2 градуса в ту или иную сторону на работающем двигателе. Найдите положение, при котором мотор работает наиболее стабильно и ровно, без детонации при резком нажатии на газ. Затяните крепление в этом положении.
Проверка правильности установки в движении
Окончательную проверку нужно проводить во время движения автомобиля. Разгонитесь на ровной дороге на прямой передаче до скорости примерно 40-50 км/ч и резко нажмите на педаль газа. Если вы слышите кратковременный детонационный стук (похожий на звон монет), который быстро пропадает — зажигание выставлено идеально.
Если стук слишком сильный и продолжительный — зажигание слишком раннее. Нужно немного повернуть трамблер по часовой стрелке (в сторону более позднего зажигания). Если детонации нет совсем — зажигание позднее, и трамблер нужно повернуть против часовой стрелки. Каждое изменение делайте буквально на 1-2 градуса, затем снова проверяйте.
Помните, что оптимальный угол опережения зажигания зависит от качества бензина и состояния двигателя. После замены топлива на другое (например, с АИ-92 на АИ-95) может потребоваться небольшая дополнительная корректировка. Также настройку стоит проверять каждые 10-15 тысяч км пробега, так как в процессе работы трамблер может немного сбиваться.
| Модель автомобиля | Октановое число бензина | Угол опережения зажигания |
|---|---|---|
| ВАЗ 2101-2107 | АИ-92 | 1-3 градуса до ВМТ |
| ВАЗ 2108-21099 | АИ-92 | 0-1 градус до ВМТ |
| ВАЗ 2101-2107 | АИ-95 | 3-5 градусов до ВМТ |
Видео: Как выставить зажигание электронное Ваз 2101 классика
Частые проблемы и их решение
Иногда после регулировки двигатель работает нестабильно или вообще не запускается. Самая распространенная причина — неправильное положение трамблера относительно привода. Если вы снимали распределитель, возможно, бегунок стоит не в том положении. Проверьте, чтобы при совпадении меток ВМТ бегунок был направлен на контакт первого цилиндра.
Другая частая проблема — износ деталей самого трамблера. Если втулки вала распределителя разбиты, он будет иметь люфт, и нормально выставить зажигание не получится. В этом случае трамблер needs ремонт или замену. Также проверьте состояние контактов прерывателя (в старых моделях) или датчика Холла (в новых).
Если вы все сделали правильно, но двигатель все равно работает неустойчиво, проблема может быть не в зажигании. Проверьте состояние свечей, высоковольтных проводов, катушки зажигания, а также настройки карбюратора. Иногда неустойчивая работа мотора связана с подсосом воздуха во впускном тракте или неисправностью вакуумного регулятора опережения зажигания.
Регулировка зажигания на автомобилях ВАЗ с карбюраторным двигателем — не сложная процедура, которую может освоить каждый автовладелец. Главное — действовать последовательно, аккуратно и не торопиться. Правильно выставленный момент зажигания подарит вашему автомобилю ровную работу двигателя, хорошую динамику и экономичный расход топлива.



