Момент затяжки шатунных вкладышей ВАЗ: таблица значений, инструкция

Что такое момент затяжки и почему он важен для шатунных вкладышей

Если вы занимаетесь ремонтом двигателя своего ВАЗа, то наверняка сталкивались с таким понятием, как момент затяжки. Это не просто прихватить покрепче гайки на шатунных крышках. Момент затяжки — это конкретное усилие, с которым нужно закручивать гайки или болты, измеряемое в ньютон-метрах (Н·м). Почему это так важно? Потому что от этого напрямую зависит жизнь вашего двигателя.

Неправильная затяжка шатунных вкладышей может привести к серьезным проблемам. Если перетянуть — можно повредить сам вкладыш, деформировать шатун или шейку коленвала, что вызовет перегрев и быстрый износ. Если недотянуть — вкладыш будет болтаться, начнет проворачиваться, что гарантированно приведет к заклиниванию двигателя и капитальному ремонту. Поэтому соблюдение правильного момента — это вопрос надежности и долговечности мотора.

Многие автовладельцы пренебрегают этим параметром, полагаясь на опыт и чувство меры. Однако человеческий фактор часто подводит. Для точной работы необходим специальный инструмент — динамометрический ключ. Только он может обеспечить точное усилие, указанное в технической документации для вашей модели автомобиля.

Видео: Вкладыши шатунные Н1,Н2,Р1,Р2,Р3 А23.01-100.160СБ

Необходимые инструменты для правильной затяжки

Прежде чем приступить к работе, нужно подготовить правильные инструменты. Главный ваш помощник — это динамометрический ключ. Он бывает разных видов: стрелочный, щелчковый и электронный. Для работы с шатунными вкладышами ВАЗ лучше всего подходит щелчковый ключ. Он прост в использовании и точен. Вы выставляете на нем нужное значение момента, и при его достижении ключ издает характерный щелчок, сигнализируя, что затяжку нужно прекращать.

Помимо ключа, вам понадобится стандартный набор инструментов для разборки двигателя: торцовые головки подходящего размера, вороток, удлинитель. Важно, чтобы головки и ключи были качественными и не срывали грани гаек и болтов. Также не забудьте про чистую ветошь и моторное масло для смазки резьбы и под головками болтов перед затяжкой.

Перед началом работы обязательно убедитесь, что все посадочные поверхности шатуна, крышки и вкладышей идеально чистые. Даже мельчайшая соринка или капля старого масла может нарушить геометрию и привести к неправильной посадке вкладыша, что сведет на нет все ваши усилия по точной затяжке.

Какие моменты затяжки нужны для разных моделей ВАЗ

Момент затяжки шатунных вкладышей не является универсальной величиной для всех двигателей. Он различается в зависимости от модели двигателя и даже года выпуска автомобиля. Приводятся значения для самых популярных в народе моторов классических и современных ВАЗов. Все значения указаны в ньютон-метрах (Н·м).

Модель двигателя Момент затяжки, Н·м Примечание
ВАЗ 2101-2107 (1.5л) 68-75 Классические Жигули
ВАЗ 2108-21099 (1.5л) 44-54 Переднеприводные модели
ВАЗ 2110-2112 (1.5л) 44-54 Двигатели 2110, 2111, 2112
ВАЗ 21114 (1.6л 8кл) 44-54 С 16-клапанными моторами момент может отличаться, всегда сверяйтесь с мануалом

Эта таблица служит ориентиром, но всегда стоит помнить: самое точное значение — это то, которое указано в официальном руководстве по ремонту именно для вашего двигателя. Если руководства нет, данные из таблицы являются общепринятыми и безопасными для использования.

Часто возникает вопрос: а нужно ли смазывать маслом резьбу и под головку болта? Да, это обязательная процедура. Сухая резьба создает большее трение, и динамометрический ключ покажет момент, который уйдет на преодоление этого трения, а не на саму затяжку соединения. В результате болт будет недотянут. Небольшая капля моторного масла решит эту проблему.

Пошаговая инструкция по затяжке шатунных вкладышей

Процесс затяжки требует аккуратности и соблюдения последовательности. Вот основные шаги, которые нужно выполнить:

  • Установите шатунный вкладыш и крышку на место, совместив метки. Крышка должна стоять строго на своем родном шатуне и в правильной ориентации.
  • Наденьте на болты чистые и смазанные моторным маслом шайбы (если они предусмотрены конструкцией) и наживите гайки от руки.
  • Произведите предварительную затяжку всех шатунных болтов. Затягивайте их равномерно, крест-накрест, небольшим усилием, чтобы шатунная крышка легла на место без перекоса.

После предварительной затяжки можно приступать к основной. Выставите на динамометрическом ключе нужное значение момента затяжки. Плавно, без рывков, затягивайте каждую гайку до щелчка ключа. Затягивайте также в два прохода: сначала задайте среднее усилие (например, половину от конечного), пройдя по всем крышкам, а затем повторите процедуру, выставив уже полное значение момента.

Никогда не пропускайте этап предварительной затяжки и не пытайтесь затянуть одну гайку до конца сразу. Это может привести к перекосу крышки и неправильной посадке вкладыша. После завершения затяжки обязательно проверьте, легко ли проворачивается коленвал. Тяжелый ход или заедания — признак ошибки, и работу нужно переделывать.

Видео: Провернуло вкладыши шатунные. #вкладишипровернуло #жестьнасто часть 1

Частые ошибки и как их избежать

Самая распространенная ошибка — использование неправильного инструмента. Затяжка «на глазок» или обычным ключом почти всегда приводит к печальным последствиям. Не экономьте на динамометрическом ключе — его стоимость несравнима со стоимостью ремонта двигателя после проворота вкладыша.

Вторая ошибка — пренебрежение чистотой. Песок, стружка или грязь на вкладышах или посадочных местах работают как абразив и быстро уничтожат новый ремонт. Перед сборкой все должно быть вымыто и вытерто начисто.

Третья ошибка — повторное использование старых болтов. Шатунные болты часто являются одноразовыми, особенно на современных моторах. Они растягиваются при затяжке (так называемые болты с пластической деформацией). Использование таких уже отработанных болтов ненадежно, они могут лопнуть под нагрузкой. Всегда используйте новые болты и гайки из ремонтного комплекта.

Следуя этим несложным правилам, используя правильный момент затяжки и инструменты, вы сможете самостоятельно качественно собрать двигатель своего ВАЗа, ensuring его надежную и долгую работу на многие тысячи километров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *