Момент затяжки ВАЗ 2107: полная таблица значений и инструкция

Почему важен правильный момент затяжки на ВАЗ 2107

Многие владельцы ВАЗ 2107, проводя ремонт своими руками, недооценивают важность правильного усилия при закручивании болтов и гаек. Кажется, что главное – затянуть покрепче, чтобы ничего не открутилось. Однако как слишком слабая, так и чрезмерно сильная затяжка может привести к серьезным проблемам. Слабая затяжка приведет к самооткручиванию соединения из-за вибраций, утечке масла или охлаждающей жидкости. А слишком сильное усилие чревато срывом резьбы, деформацией деталей, повреждением прокладок и даже поломкой самого болта.

Именно для этого и существует такое понятие, как момент затяжки. Это величина, которая показывает, с каким усилием нужно закручивать резьбовое соединение. Она измеряется в ньютон-метрах (Н·м). Производитель автомобиля, в нашем случае ВАЗ, опытным путем определяет оптимальные значения для каждого узла и указывает их в технической документации. Следование этим рекомендациям – залог долговечности и надежности отремонтированного узла.

Особенно критичен правильный момент затяжки для таких ответственных соединений, как головка блока цилиндров (ГБЦ), шатунные и коренные вкладыши, колесные болты и элементы подвески. Ошибка в их затяжке может вылиться в дорогостоящий ремонт двигателя или создать аварийную ситуацию на дороге. Поэтому использование динамометрического ключа для ВАЗ 2107 перестает быть прихотью педантичных автовладельцев, а становится необходимостью.

Видео: Разгон ВЫХЛОПНОЙ СИСТЕМЫ с помощью ТУРБИНЫ – ЧТО БУДЕТ?

Ключевые моменты затяжки основных узлов ВАЗ 2107

Разные узлы автомобиля требуют разного подхода к затяжке. Давайте рассмотрим самые важные из них, актуальные как для карбюраторных версий, так и для модели ВАЗ 2107 инжектор. Двигатель – сердце автомобиля, и большинство критичных соединений сосредоточено именно в нем.

Начнем с головки блока цилиндров. Это, пожалуй, самое ответственное соединение. Процесс затяжки ее болтов всегда происходит в строгой последовательности (от центра к краям) и в несколько этапов. Сначала все болты затягиваются с небольшим усилием, например, в 20 Н·м, затем доводятся до 70-80 Н·м, и после остывания двигателя проводится контрольная протяжка. Точное значение всегда уточняйте в мануале для вашего конкретного года выпуска и типа двигателя. Неправильная затяжка ГБЦ гарантированно приведет к прогоранию прокладки и попаданию антифриза в масло или цилиндры.

Не менее важны моменты затяжки болтов шатунных и коренных крышек. Эти соединения обеспечивают точное положение и смазку деталей кривошипно-шатунного механизма. Их перетяжка нарушит рабочие зазоры и может привести к проворачиванию вкладышей и заклиниванию двигателя. Недотяжка же вызовет стуки и ускоренный износ. Обычно эти значения находятся в диапазоне 45-80 Н·м для шатунных и выше для коренных крышек, но точные цифры требуют сверки с руководством.

Как правильно затягивать: инструменты и порядок действий

Для точного соблюдения необходимого усилия вам понадобится специальный инструмент – динамометрический ключ. Он бывает разных типов: щелчковый, стрелочный и электронный. Для домашнего использования чаще всего выбирают щелчковый – он надежен, прост в использовании и относительно доступен по цене. Его принцип действия прост: вы выставляете на шкале нужное значение момента затяжки, и когда при закручивании усилие достигает этого значения, раздается характерный щелчок. Это сигнал о том, что затяжку нужно прекратить.

Перед началом работы убедитесь, что все болты и гайки, а также их резьбовые отверстия чистые и не имеют повреждений. Старые болты, особенно те, что работали под высокой нагрузкой (например, болты ГБЦ), часто рекомендуется заменять на новые, так как они могут вытянуться и не обеспечить нужного натяжения. Резьбу можно смазать небольшим количеством моторного масла, но помните, что это немного изменит усилие затяжки (обычно его уменьшают на 10-15% по сравнению с затяжкой сухого болта).

Процесс затяжки соединений ваз 2107 всегда должен выполняться по определенной схеме, если она предусмотрена производителем. Это особенно важно для фланцевых соединений (головка блока, крышка клапанов, коллекторы) и для колес. Схема обычно имеет крестообразную или спиралевидную форму и предназначена для равномерного прижима детали, чтобы избежать ее перекоса. Не соблюдая порядок затяжки, вы рискуете получить негерметичное соединение даже при правильном усилии.

Сводная таблица моментов затяжки для ВАЗ 2107

Для удобства основные моменты затяжки резьбовых соединений ВАЗ 2107 сведены в таблицу. Эти данные являются общими, и для абсолютной точности всегда следует сверяться с руководством по ремонту вашей конкретной модели.

Узел / Соединение Момент затяжки, Н·м
Болты крепления головки блока цилиндров (основные) 73.5 — 78.5
Гайки крепления шатунных крышек 43.5 — 53.5
Болты крепления коренных крышек 64.5 — 78.5
Гайки крепления выпускного коллектора 22 — 32
Болты крепления впускного коллектора 18 — 23
Болты крепления крышки клапанов 4 — 5*
Свечи зажигания 30 — 40
Колесные болты 65 — 75
Гайка крепления шкива коленвала 200 — 250

*Обратите внимание на очень небольшое усилие затяжки для крышки клапанов. Ее болты легко сорвать, поэтому здесь нужно быть особенно аккуратным.

Видео: ВАЗ 2107

Частые ошибки и полезные советы

Главная и самая распространенная ошибка – использование вместо динамометрического ключа обычного воротка, трещотки или, что еще хуже, мощного пневмо- или гидроинструмента. Человек без опыта практически не может адекватно оценить усилие на руке, особенно когда речь идет о значениях свыше 50-70 Н·м. Результат – сорванная резьба, сломанные болты и деформированные детали.

Еще одна ошибка – пренебрежение порядком затяжки. Затянув болты, например, ГБЦ просто по кругу, вы почти наверняка перекосите головку, что приведет к неплотному прилеганию и последующим проблемам. Всегда находите и соблюдайте схему, указанную в руководстве по ремонту. Она существует не просто так.

Помните, что некоторые соединения требуют повторной протяжки после определенного пробега. Это касается, например, болтов крепления глушителя и элементов подвески, которые постоянно находятся под переменной нагрузкой и вибрацией. Регулярный осмотр и подтяжка помогут избежать неприятностей в дороге. Следуя этим нехитрым правилам и используя динамометрический ключ, вы сможете проводить качественный и долговечный ремонт вашего ВАЗ 2107 своими руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *