Моменты затяжки двигателя ВАЗ: полная таблица и правила для ГБЦ и коленвала

Почему важен момент затяжки в двигателе ВАЗ

Каждый автовладелец, который самостоятельно занимается ремонтом своего железного коня, рано или поздно сталкивается с необходимостью затягивать различные болты и гайки в моторе. Может показаться, что главное – закрутить покрепче, но это большое заблуждение. Сила, с которой вы затягиваете резьбовое соединение, называется моментом затяжки. Это критически важный параметр для надежной и долговечной работы двигателя вашего ВАЗа.

Если недотянуть болт, например, головки блока цилиндров, это приведет к потере компрессии, утечке масла или антифриза. Со временем прокладка прогорит, и ремонт станет куда более серьезным и дорогим. Обратная ситуация – перетяжка – еще опаснее. Слишком большое усилие может сорвать резьбу, повредить сам болт или деталь, что часто заканчивается необходимостью дорогостоящего ремонта блока цилиндров или коленвала.

Поэтому производитель для каждого критически важного соединения в двигателе точно рассчитывает и указывает необходимый момент затяжки. Соблюдение этих предписаний – не прихоть, а гарантия того, что после сборки мотор будет работать как часы, без посторонних стуков, течей и перегрева.

Видео: Порядок обтяжки гбц ВАЗ 8-клапанный двигатель

Какие моменты затяжки самые важные в двигателе

В моторе автомобиля ВАЗ десятков резьбовых соединений, но некоторые из них требуют особого внимания и точности. От их правильной затяжки напрямую зависит жизнь двигателя. Первое, на что стоит обратить внимание – это болты головки блока цилиндров (ГБЦ). Именно они обеспечивают герметичность камеры сгорания и каналов для охлаждающей жидкости и масла.

Не менее ответственны болты коренных и шатунных подшипников коленвала. Коренные подшипники удерживают сам коленчатый вал, а шатунные – соединяют поршни с коленвалом. Их неправильная затяжка может привести к разрушению вкладышей, задирам на шейках коленвала и в итоге – к капитальному ремонту всего двигателя.

Также стоит выделить болт шкива коленвала. Он испытывает огромные переменные нагрузки. Если его недотянуть, он может попросту открутиться от вибраций, что приведет к остановке двигателя и серьезным поломкам. Перетяжка же может привести к разрушению шкива или повреждению самого вала.

Как правильно затягивать основные соединения

Для работы вам обязательно понадобится динамометрический ключ. Это специальный инструмент, который позволяет контролировать усилие затяжки. Без него все попытки соблюсти моменты будут лишь гаданием на кофейной гуще. «На глазок» или «с чувством» здесь не работает.

Затяжка многих ответственных узлов, особенно головки блока, происходит в несколько этапов и в строгой последовательности. Обычно производитель указывает схему, по которой нужно двигаться от центра к краям. Это нужно для того, чтобы избежать перекосов и равномерно прижать головку к блоку. Сначала болты затягиваются с небольшим усилием, а затем доводятся до окончательного момента, часто в два-три приема.

Некоторые болты, например, на современных двигателях ВАЗ, являются одноразовыми (стяжными) и требуют затяжки на определенный угол после достижения начального момента. Это так называемый метод «момент-угол». Он обеспечивает более точное и равномерное натяжение. Такие болты повторно использовать нельзя, их нужно обязательно менять на новые при каждой сборке.

Примерные моменты затяжки для двигателей ВАЗ классических моделей (2101-2107)

Важно помнить, что точные значения всегда нужно уточнять в руководстве по ремонту для вашей конкретной модели двигателя. Приведенные ниже цифры являются ориентировочными для классических карбюраторных моторов.

Соединение Момент затяжки, Н·м (Ньютон-метр)
Болты головки блока цилиндров (холодный двигатель) 73,5 — 78,5
Болты коренных подшипников коленвала 68,0 — 84,0
Болты шатунных подшипников коленвала 51,0 — 63,0
Болт шкива коленвала 66,7 — 84,3

Полезные советы по работе с моментами затяжки

Перед началом сборки убедитесь, что все болты и резьбовые отверстия чистые и не имеют повреждений. Старую резьбу лучше всего прогнать метчиком, а болты – промыть в бензине и продуть. Резьбу можно слегка смазать моторным маслом – это обеспечит более точный момент затяжки (учитывайте, что для сухой резьбы момент будет другим).

Всегда используйте исправный и предварительно проверенный динамометрический ключ. При затяжке двигайтесь плавно, без резких рывков. Как только ключ издаст щелчок или подаст другой сигнал о достижении заданного усилия, немедленно停止.

Если производитель рекомендует проводить обтяжку «на горячую» (например, для ГБЦ после прогрева двигателя), не пренебрегайте этим правилом. Это особенно важно для алюминиевых блоков и головок, которые при нагреве расширяются иначе, чем стальные болты.

Видео: Как затянуть ГБЦ и постель распредвала Ваз 2108-2115 8кл.

Частые ошибки и их последствия

Самая распространенная ошибка – использование неподходящих инструментов. Гаечный ключ с удлинителем-трубой или ударный гайковерт легко могут превысить допустимый момент в разы и срезать головку болта или сорвать резьбу.

Еще одна ошибка – несоблюдение порядка затяжки, особенно для головки блока. Это приводит к неравномерному прилеганию и последующему прогоранию прокладки, утечке масла и антифриза друг в друга.

Игнорирование требования замены стяжных болтов также ведет к печальным последствиям. Будучи растянутыми до предела Yield Point (точки текучести), они уже не могут обеспечить необходимое усилие предварительной затяжки при повторной установке, что неминуемо приведет к ослаблению соединения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *