Замена сцепления на ВАЗ 2106: пошаговая инструкция своими руками
Что нужно знать перед заменой сцепления на ВАЗ 2106
Замена сцепления на классических Жигулях — одна из тех работ, с которой рано или поздно сталкивается почти каждый владелец. Этот узел испытывает серьезные нагрузки, особенно в городском цикле, и со временем изнашивается. Первыми признаками того, что пора задуматься о ремонте сцепления на ВАЗ 2106, являются пробуксовка, посторонний шум при выжиме педали или затрудненное переключение передач.
Перед началом работ крайне важно правильно подобрать новый комплект. На рынке представлено множество производителей, как отечественных, так и зарубежных. Не всегда дорогой импортный вариант будет лучшим выбором для классики. Многие опытные автовладельцы советуют обращать внимание на проверенные временем российские бренды, которые хорошо адаптированы к нашим условиям эксплуатации.
Для успешного проведения работ вам понадобится стандартный набор инструментов: набор гаечных ключей и головок, молоток, монтировка, а также специальный съемник для снятия коробки передач. Наиболее удобно проводить замену в гараже с ямой или на подъемнике, так как основной объем работы связан с демонтажем КПП. Заранее позаботьтесь о хорошем освещении места работ.
Видео: Замена диска сцепления ВАЗ 2106 — Просто и понятно!!
Подготовительные работы и снятие коробки передач
Первым и самым важным этапом является установка автомобиля на абсолютно ровную и твердую поверхность и его обездвиживание. Обязательно поставьте ВАЗ 2106 на ручной тормоз и подложите под колеса противооткатные башмаки или хотя бы кирпичи. Откройте капот и снимите клеммы с аккумулятора – это стандартная мера безопасности при любых серьезных работах с автомобилем.
Далее необходимо получить доступ к самому узлу сцепления. Для этого нужно демонтировать коробку передач. Процесс начинается с салона: снимите кожух рычага КПП. Затем перейдите под капот и отсоедините трос привода сцепления. После этого под автомобилем открутите все крепления, удерживающие коробку: болты к двигателю, крепление задней опоры и тягу привода кулисы. Не забудьте отсоединить все разъемы датчиков и провода.
Снятие коробки передач – самая физически сложная часть работы. Она имеет значительный вес, поэтому лучше работать с помощником. Аккуратно поддержите КПП снизу, открутите последние болты крепления и осторожно отведите ее назад, чтобы первичный вал вышел из шлицев ведомого диска. После этого коробку можно опустить и выкатить из-под машины. Теперь вам полностью открыт доступ к корзине и диску сцепления.
Демонтаж старого и установка нового комплекта сцепления
Перед вами теперь находится нажимной диск, так называемая «корзина». Она крепится к маховику на нескольких болтах. Чтобы открутить их, вам может понадобиться помощь – часто приходится фиксировать маховик, поддевая его через лючок монтировкой. Откручивайте болты крест-накрест, постепенно ослабляя их, чтобы не повредить маховик. После снятия старой корзины и диска обязательно оцените состояние маховика. Если на нем есть глубокие выработки, зазубрины или синий от перегрева цвет, его лучше заменить или проточить.
Установка нового сцепления на ВАЗ 2106 требует максимальной аккуратности и чистоты. Ни в коем случае не трогайте поверхности фрикционных накладок нового ведомого диска и маховика руками. Жировые пятна от пальцев приведут к пробуксовке и быстрому выходу узла из строя. Для центровки диста при монтаже вам понадобится оправка. Можно использовать старый первичный вал от коробки передач или купить специальную пластиковую направляющую. Она вставляется в подшипник на коленвале и точно центрирует ведомый диск.
Аккуратно наденьте новый ведомый диск на маховик, совместив его со своей оправкой. После этого установите на место нажимной диск («корзину») и наживите болты крепления. Затягивайте их крест-накрест с рекомендованным моментом, чтобы не перекосить деталь. Только после того, как корзина будет надежно закреплена, можно вытащить центрующую оправку. На этом этапе замена сцепления на ВАЗ 2106 почти завершена, осталась сборка.
Сборка и завершение работ
Обратная сборка производится в порядке, обратном разборке. Самый ответственный момент – навешивание коробки передач обратно на двигатель. Вам снова потребуется помощник. Нужно очень точно совместить шлицы первичного вала КПП со шлицами ведомого диска сцепления. Это требует терпения и аккуратности. Не применяйте грубую силу, иначе можно повредить шлицы или свести на нет всю предыдущую работу.
После того как коробка передач встала на место и прикручена, подсоедините все обратно: трос сцепления, кулису, провода и датчики. Не забудьте залить в КПП свежее трансмиссионное масло, если часть его вытекла при демонтаже. В салоне автомобиля соберите кожух рычага КПП. Перед первым запуском несколько раз выжмите педаль сцепления – она сначала будет проваливаться, а потом постепенно станет упругой, так как рабочий цилиндр выберет воздух из системы.
Первый запуск двигателя после замены сцепления на ВАЗ 2106 лучше проводить с выжатым сцеплением. Дайте машине немного поработать, после чего можно осторожно попробовать тронуться. Первые километры старайтесь избегать резких стартов и пробуксовок, чтобы дать новым деталям притереться. Правильно выполненная установка сцепления ВАЗ 2106 вернет вашему автомобилю легкий и четкий ход педали и уверенное переключение передач.
| Производитель | Особенности | Ориентировочный ресурс |
|---|---|---|
| LUK | Мягкий выжим, комфортная работа | 80-100 тыс. км |
| VALEO | Стабильное усилие на педали, надежность | 70-90 тыс. км |
| Самарский ЗАЗ | Оптимальное соотношение цены и качества | 60-80 тыс. км |
| ТЗА (Тамбов) | Доступная цена, подходит для неагрессивной езды | 50-70 тыс. км |
Видео: КАК ПРОКАЧАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ НА ВАЗ 2101-07
Частые ошибки и полезные советы
Многие автолюбители, впервые делая ремонт сцепления ВАЗ 2106 своими руками, сталкиваются с типичными проблемами. Одна из самых распространенных – неправильная центровка ведомого диска при установке. Без специальной оправки или старого вала поставить его ровно практически невозможно. Это приведет к биению и вибрациям, а коробка передач просто не встанет на место.
Еще одна частая ошибка – пренебрежение чистотой. Попадание даже мелких абразивных частиц песка или грязи на рабочие поверхности маховика, диска или корзины drastically сокращает срок службы всего узла. Перед установкой нового комплекта все поверхности необходимо тщательно обезжирить и протереть начисто.
Не экономьте на мелочах. При замене сцепления крайне рекомендуется также поменять выжимной подшипник и, при необходимости, проверить или заменить рабочий и главный цилиндры сцепления. Лучше сделать всю работу один раз и основательно, чем возвращаться к ней снова через несколько тысяч километров. Следование этим простым советам поможет вам правильно поставить сцепление на ВАЗ 2106 и забыть о проблемах с этим узлом надолго.



