Ремонт клапанов двигателя ВАЗ 2114: инструкция по замене и регулировке
Что такое ремонт клапанов двигателя ВАЗ и когда он нужен
Ремонт клапанов двигателя — это важная процедура, которая может потребоваться вашему автомобилю ВАЗ. Клапаны находятся в головке блока цилиндров (ГБЦ) и отвечают за впуск топливной смеси и выпуск отработавших газов. Со временем они изнашиваются, что приводит к потере мощности двигателя, повышенному расходу топлива и масла, а также к неустойчивой работе на холостом ходу.
Один из самых частых вопросов от автовладельцев: «Как понять, что моему ВАЗу нужен ремонт клапанов?» Основные признаки неисправности довольно характерны. Это стук или цокот из-под клапанной крышки, особенно на непрогретом двигателе, падение мощности при разгоне и появление сизого дыма из выхлопной трубы. Если вы заметили эти симптомы, скорее всего, требуется диагностика и, возможно, ремонт головки двигателя.
Игнорирование этих признаков может привести к более серьезным и дорогостоящим поломкам. Например, прогар клапана приведет к тому, что цилиндр перестанет работать, и двигатель начнет сильно троить. В худшем случае может произойти встреча клапана с поршнем, что потребует уже капитального ремонта всего ДВС. Поэтому так важно вовремя обращать внимание на «звоночки» от вашего автомобиля.
Видео: Регулировка клапанов ваз 8 клапанная. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВКИ. 2108,2109,2110,2111,2112,2114,2115
Подготовка к работе: что нужно знать и иметь под рукой
Прежде чем начать ремонт клапанов на ВАЗ 2114 или другой модели, необходимо подготовить инструменты и место. Работу лучше проводить в хорошо освещенном и проветриваемом гараже. Вам понадобится стандартный набор инструментов: ключи, головки, отвертки, а также специальный инструмент — съемник стопорных колец (сухарей) клапанов. Без него аккуратно разобрать механизм будет очень сложно.
Помимо инструментов, необходимо приобрести ремкомплект. Обычно в него входят новые маслосъемные колпачки, сальники клапанов и, при необходимости, сами клапана. Также стоит купить новую прокладку клапанной крышки и прокладку ГБЦ, так как старые после разборки повторно использовать нельзя. Если планируется более серьезный ремонт головки блока цилиндров, то может потребоваться притирочный паста для обработки седел.
Важный этап подготовки — это изучение порядка затяжки болтов головки блока цилиндров. Эту информацию можно найти в руководстве по ремонту для вашей конкретной модели ВАЗ. Затягивать болты нужно строго в определенной последовательности и с определенным моментом затяжки, который измеряется динамометрическим ключом. Несоблюдение этого правила может привести к прогоранию прокладки и попаданию антифриза в масло.
Основные этапы ремонта клапанов двигателя
Процесс ремонта клапанов головки ВАЗ можно условно разделить на несколько ключевых этапов. Первый — это снятие клапанной крышки и механизма газораспределения. Нужно аккуратно отсоединить все мешающие патрубки и тросики, снять ремень ГРМ, а затем и саму головку блока цилиндров. Делать это нужно аккуратно, чтобы не погнуть клапана при неосторожном движении.
После снятия ГБЦ ее нужно тщательно очистить от нагара и отложений. Следующий шаг — это непосредственно разборка клапанного механизма. Используя съемник, сжимают пружину клапана, чтобы вытащить стопорные кольца («сухари»). После этого можно извлечь пружины, тарелки и сами клапана. На этом этапе проводится дефектовка: осмотр клапанов на предмет прогара и износа, проверка пружин на упругость и износ маслосъемных колпачков.
Сборка происходит в обратном порядке. На новые или проверенные старые клапана устанавливаются новые маслосъемные колпачки. Клапан вставляется в guide втулку, ставятся пружины и тарелки, и с помощью съемника пружина сжимается для установки «сухарей». После сборки всей головки двигателя ВАЗ ее устанавливают на блок цилиндров, затягивая болты с правильным моментом и в правильной последовательности, и собирают все навесное оборудование.
Регулировка зазоров: зачем это нужно и как делать
После того как ремонт клапанов головки завершен, важнейшим этапом является регулировка тепловых зазоров. Тепловой зазор — это небольшой зазор между торцом стержня клапана и кулачком распредвала. Он необходим потому, что при нагреве металл расширяется. Если зазор будет слишком маленьким, клапан не будет полностью закрываться и может прогореть. Если слишком большим — будет характерный стук и повышенный износ.
Для регулировки вам понадобятся щупы определенной толщины (значения для впускных и выпускных клапанов обычно разные и указаны в мануале) и набор регулировочных шайб. Коленвал нужно проворачивать специальным ключом, чтобы каждый клапан находился в закрытом состоянии (кулачок распредвала смотрит вверх) в момент регулировки. Щуп должен входить в зазор с небольшим усилием.
Если зазор не соответствует норме, старую шайбу вынимают, измеряют ее толщину микрометром и подбирают новую, более толстую или тонкую, в зависимости от того, нужно увеличить или уменьшить зазор. Этот процесс требует терпения и аккуратности, но он критически важен для дальнейшей тихой и стабильной работы двигателя вашего ВАЗа после ремонта.
Видео: Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2114 двигатель 8 клапанный
Советы и частые ошибки при самостоятельном ремонте
Браться за ремонт ДВС ВАЗ клапанов своими руками стоит, если у вас уже есть опыт в слесарных работах. Главный совет — не торопитесь и делайте все максимально аккуратно. Помечайте все снимаемые детали, например, клапана и шайбы, чтобы при сборке поставить их на свои места. Это поможет избежать путаницы и лишней работы.
Одна из самых распространенных ошибок — неправильная установка момента затяжки болтов ГБЦ. Закручивать их «от души», как болты колеса, категорически нельзя. Это приведет к короблению плоскости головки блока, что потребует ее дорогостоящего шлифования. Всегда используйте динамометрический ключ и схему затяжки. Еще одна ошибка — экономия на мелочах, например, повторное использование старых прокладок. Это почти всегда приводит к течи масла.
После завершения всех работ перед первым пуском проверьте, все ли собрано правильно, подключены ли все датчики и патрубки. При первом запуске двигатель может немного поработать неустойчиво, пока не выйдет весь воздух из системы питания и не промаслятся все трущиеся поверхности. Дайте ему поработать на холостых оборотах, прислушайтесь к посторонним звукам и проверьте, нет ли подтеков масла или антифриза. Если все сделано правильно, ваш ВАЗ снова будет радовать вас стабильной работой.



