Ремонт и замена масляного насоса ВАЗ: пошаговая инструкция своими руками
Что такое масляный насос и зачем он нужен
Масляный насос в вашем автомобиле ВАЗ — это сердце системы смазки двигателя. Его главная задача — создавать давление, чтобы моторное масло могло циркулировать по всем каналам и достигать критически важных деталей: коленвала, распредвала, поршневых колец и других. Без достаточного давления масла эти узлы начнут работать «на сухую», что очень быстро приведет к их перегреву и катастрофическому износу.
Когда насос выходит из строя или работает неэффективно, первым и самым главным симптомом является загорание лампочки давления масла на панели приборов. Также вы можете заметить посторонний шум или стук из-под капота, особенно на прогретом двигателе. В самых запущенных случаях может появиться синий дым из выхлопной трубы и заметное падение мощности двигателя. Игнорировать эти признаки — значит сознательно вести свой автомобиль к дорогостоящему капитальному ремонту.
Понимание важности этой детали — первый шаг к грамотной эксплуатации машины. Своевременная диагностика и ремонт масляного насоса ВАЗ помогут избежать гораздо более серьезных проблем и финансовых затрат в будущем, сохранив ресурс и надежность вашего двигателя.
Видео: ВАЗ 2110 ЗАМЕНА МАСЛЯНОГО НАСОСА Ремонт Своими руками!
Основные неисправности масляного насоса
Перед тем как начать ремонт, важно понять, что именно вышло из строя. Большинство проблем с этим узлом можно разделить на несколько типов. Самая распространенная неисправность — это естественный износ деталей. Со временем шестерни насоса, его корпус и крышка стираются, зазоры между ними увеличиваются, и насос теряет способность создавать нужное давление.
Другой частой причиной поломки является низкое качество моторного масла или его несвоевременная замена. Грязь, продукты износа и нагар попадают внутрь насоса, забивают его сетку-фильтр и приводят к заклиниванию или ускоренному износу шестерен. Также проблемы могут быть связаны с износом или повреждением редукционного клапана, который отвечает за сброс излишнего давления в системе.
Диагностировать проблему можно путем проверки давления масла с помощью специального манометра, который вкручивается вместо датчика давления. Низкие показания однозначно укажут на неисправность в системе смазки, виновником которой с большой вероятностью является именно насос.
Как снять масляный насос на ВАЗ
Замена масляного насоса ВАЗ начинается с его демонтажа. Для работы вам понадобится стандартный набор инструментов: ключи, головки, отвертки и чистая ветошь. Первым делом необходимо слить моторное масло из поддона двигателя. Сделать это лучше на яме или подъемнике, чтобы обеспечить удобный доступ к нижней части двигателя.
Далее нужно снять защиту картера (если она установлена) и открутить поддон двигателя. Будьте осторожны: часто прокладка поддона прикипает, и его можно легко повредить, прилагая чрезмерное усилие. После снятия поддона перед вами откроется вид на маслоприемник и сам насос. Открутите гайки крепления маслоприемной трубки и снимите ее. Затем открутите болты крепления самого насоса к блоку двигателя и аккуратно извлеките его.
Весь процесс требует аккуратности и чистоты. Попадание грязи или песка внутрь двигателя при последующей установке категорически недопустимо. Все открученные болты и детали лучше складывать в отдельную чистую емкость, чтобы ничего не потерять.
Разборка, ремонт и сборка насоса
Разборка масляного насоса ВАЗ необходима для точной диагностики и замены изношенных деталей. Аккуратно открутите винты, стягивающие крышку корпуса, и снимите ее. Перед вами окажутся ведущая и ведомая шестерни. Тщательно очистите все детали и внутреннюю полость корпуса от старого масла и грязи с помощью щетки и промывочной жидкости.
Основной параметр, который нужно проверить, — это зазор между зубьями шестерен и корпусом. Для этого используют набор щупов. Если зазор превышает значения, указанные в руководстве по ремонту (обычно это 0.25-0.35 мм), узел нуждается в замене. Также проверьте осевой зазор шестерен и состояние редукционного клапана. Пружина клапана не должна быть просевшей, а сам поршень — двигаться в своем канале свободно, без заеданий.
После замены всех изношенных деталей (или всего насоса в сборе) сборка производится в обратном порядке. Перед установкой рекомендуется заполнить внутреннюю полость насоса чистым моторным маслом. Это поможет ему быстрее создать давление после первого запуска двигателя. Все прокладки, особенно поддона, лучше заменить на новые.
Установка насоса и первый запуск
Установка масляного насоса ВАЗ — процесс, обратный снятию. Аккуратно поставьте насос на место и затяните болты крепления с рекомендуемым моментом. Далее установите на место маслоприемник и закрепите его. Убедитесь, что сетка-фильтр чистая и не имеет повреждений. После этого можно устанавливать на место поддон двигателя на новую прокладку.
Заливайте новое моторное масло и фильтр, которые соответствуют допускам вашего двигателя. Перед первым запуском рекомендуется не подключать катушки зажигания или форсунки, чтобы провернуть двигатель стартером и дать маслу под давлением дойти до всех узлов. Для этого нужно крутить стартер по 10-15 секунд с небольшими перерывами.
После этого подключите все обратно и запустите двигатель. Внимательно следите за лампочкой давления масла на панели приборов — она должна погаснуть через несколько секунд после запуска. Прослушайте двигатель на предмет посторонних шумов. Дайте ему поработать на холостых оборотах, а затем внимательно проверьте место ремонта на предмет подтеков масла.
Видео: Снятие масляного насоса на Ваз 2108-15
Советы по эксплуатации и частые вопросы
Чтобы новый или отремонтированный насос прослужил долго, соблюдайте несколько простых правил. Всегда используйте качественное моторное масло и вовремя его меняйте вместе с фильтром. Старайтесь избегать езды на холодном двигателе на высоких оборотах, дайте маслу немного прогреться и стать менее вязким.
Многие автовладельцы задаются вопросом: что лучше, ремонт или полная замена? Ответ зависит от степени износа. Если изношен только редукционный клапан или прокладки, то достаточно ремонта. Если же критический износ имеют шестерни или корпус, гораздо надежнее и целесообразнее произвести замену масляного насоса ВАЗ на новый.
Помните, что работа системы смазки — залог долголетия вашего двигателя. Не экономьте на качестве запчастей и материалов, а если не уверены в своих силах — доверьте эту работу проверенным специалистам. Правильно выполненный ремонт избавит вас от проблем на многие тысячи километров пробега.



