Как выставить зажигание на инжекторном ВАЗе: подробная инструкция
Что такое зажигание и зачем его настраивать
Система зажигания в автомобиле ВАЗ с инжекторным двигателем отвечает за своевременное воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах. От правильности ее работы напрямую зависят многие параметры: мощность мотора, расход топлива, легкость запуска и общая стабильность работы. Если угол опережения зажигания выставлен неправильно, вы сразу это почувствуете по поведению машины.
Чаще всего автовладельцы сталкиваются с проблемой, когда нужно выставить зажигание на ВАЗ инжектор после ремонта или замены некоторых деталей, например, ремня ГРМ. Также поводом для регулировки могут стать явные симптомы неисправности: двигатель троит, машина плохо заводится, особенно «на холодную», заметно падает мощность и увеличивается аппетит к бензину.
В отличие от старых карбюраторных машин, где зажигание выставлялось механически, в инжекторных автомобилях этим процессом управляет электронный блок (ЭБУ). Однако это не значит, что владелец совсем не может повлиять на настройки. Для точной регулировки все равно требуется вмешательство, но уже с использованием специальных инструментов.
Видео: Как выставить зажигание на Ваз 2106?
Подготовка к работе: что нужно иметь под рукой
Прежде чем приступать к настройке, важно подготовить все необходимое. Это сэкономит время и позволит провести работу качественно. Вам не понадобятся сложные или дорогостоящие инструменты, большая часть из них наверняка есть в гараже у любого автолюбителя.
Главный инструмент для точной установки угла опережения зажигания (УОЗ) – это стробоскоп. Он позволяет визуально контролировать метки на шкиве коленвала в момент искрообразования. Без этого прибора настроить зажигание правильно практически невозможно. Также вам потребуется набор гаечных ключей, в основном на 10, 13 и 17, отвертки и чистая ветошь.
Обязательно обеспечьте безопасные условия для работы. Загнать автомобиль на ровную площадку, зафиксировать его ручным тормозом и подложить под колеса упоры. Помните, что некоторые работы проводятся при работающем двигателе, поэтому будьте осторожны с вращающимися деталями и горячими поверхностями под капотом.
Поиск меток для правильной установки
Весь процесс регулировки основан на совмещении специальных меток. Они находятся на шкиве коленчатого вала и на крышке двигателя. Ваша задача – добиться их идеального совпадения в момент, когда происходит искра в первом цилиндре.
На шкиве коленвала есть специальная риска или точка. На защитном кожухе ремня ГРМ (на двигателе) нанесена шкала с делениями. Каждое деление соответствует определенному углу опережения зажигания. Например, среднее деление обычно обозначает ноль градусов, а последующие – 5, 10 градусов и так далее.
Перед началом регулировки нелишним будет очистить эти метки от грязи и масла. За годы эксплуатации они часто загрязняются, и рассмотреть их бывает очень сложно. Можно использовать щетку и очиститель. Это простое действие значительно упростит дальнейшую работу и повысит точность настройки.
Пошаговая инструкция по регулировке зажигания
Теперь перейдем к самому главному – как выставить зажигание на инжекторном ВАЗе. Весь процесс можно разбить на несколько последовательных шагов, которые приведут вас к нужному результату.
Для начала подключите стробоскоп согласно инструкции к нему. Обычно один зажим цепляется на высоковольтный провод первого цилиндра, а питание подключается к клеммам аккумулятора. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры. Направьте луч стробоскопа на метки на шкиве и шкале.
При работающем моторе стробоскоп будет мигать в такт со вспышками в первом цилиндре. Благодаря этому эффекту метка на вращающемся шкиве будет казаться неподвижной. Ваша задача – посмотреть, куда она указывает на неподвижной шкале. Если она не совпадает с нужным значением, требуется регулировка.
Чтобы изменить угол опережения зажигания, необходимо ослабить три гайки крепления датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). После этого датчик можно немного поворачивать. Поворот в одну сторону будет увеличивать угол (делать зажигание более ранним), а в другую – уменьшать (более позднее). Совместите метку с нужным значением на шкале и надежно затяните гайки крепления ДПКВ.
Проверка правильности выполненной настройки
После того как вы закончили регулировку, важно убедиться, что все сделано правильно. Недостаточно просто совместить метки, нужно еще проверить поведение автомобиля в разных режимах работы.
Самый простой способ проверки – это test-drive. Прокатитесь на машине, обратите внимание на ее реакцию на педаль газа. При правильной установке зажигания разгон должен быть ровным и уверенным, без провалов и детонационных стуков (звонких постукиваний при разгоне). Детонация, особенно под нагрузкой (например, при подъеме в гору), говорит о слишком раннем зажигании.
Также стоит прислушаться к работе двигателя на холостом ходу. Он должен работать стабильно, без плавающих оборотов и вибраций. Если вы все сделали верно, то и запуск двигателя, как холодного, так и горячего, будет легким и быстрым. Небольшая корректировка может потребоваться, но обычно результат виден сразу.
Видео: Как выставить зажигания на ваз классика(установка зажигания) 2101-2107
Частые ошибки и полезные советы
Многие автовладельцы, пытаясь самостоятельно выставить зажигание на инжекторе, сталкиваются с типичными проблемами. Знание этих моментов поможет вам избежать лишних ошибок и сэкономит нервы.
Самая распространенная ошибка – это попытка настроить зажигание «на слух» или другими кустарными методами, без использования стробоскопа. На инжекторном двигателе такой подход не работает и почти всегда приводит к ухудшению характеристик мотора. Только стробоскоп дает необходимую точность.
Вторая частая проблема – неправильное подключение прибора. Всегда сверяйтесь с инструкцией к вашему стробоскопу. Если датчик подключен не к тому проводу (не к первому цилиндру), то показания будут неверными, и вся настройка пойдет насмарку. Будьте внимательны.
Не забывайте надежно затягивать гайки крепления датчика коленвала после регулировки. Если он будет болтаться, то настройка собьется при первой же поездке по неровной дороге. А это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя. Лучше один раз все сделать тщательно и надолго забыть об этой процедуре.



