Затяжка болтов ГБЦ ВАЗ 2108: схема, порядок, усилие

Почему важна правильная затяжка головки блока

Затяжка болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) — одна из самых ответственных операций при ремонте двигателя вашего ВАЗ 2108. От того, насколько правильно и равномерно вы приложите усилия, напрямую зависит, будет ли мотор работать как часы или начнутся серьезные проблемы. Многие автовладельцы недооценивают этот этап, что впоследствии приводит к дорогостоящему ремонту.

Основная задача этой процедуры — обеспечить герметичность стыка между головкой и самим блоком двигателя. Внутри этой зоны находятся камеры сгорания, каналы для охлаждающей жидкости и моторного масла. Если прижим будет неравномерным или недостаточным, прокладка ГБЦ не справится со своей работой. Это чревато попаданием выхлопных газов в систему охлаждения, утечкой антифриза или смешиванием его с маслом.

Поэтому вопрос, как затянуть головку блока на ваз 2108 правильно, волнует многих. Процедура не требует сверхъестественных навыков, но нуждается в точности, аккуратности и строгом соблюдении порядка действий. Использование правильного инструмента — динамометрического ключа — является обязательным условием для успеха.

Видео: Как затянуть ГБЦ и постель распредвала Ваз 2108-2115 8кл.

Подготовка к работе: что вам понадобится

Прежде чем приступить к затяжке, необходимо убедиться, что все поверхности идеально чистые. Блок цилиндров и сама головка должны быть тщательно очищены от старой прокладки, нагара и любого мусора. Даже мельчайшая песчинка, попавшая под прокладку, может нарушить герметичность и свести всю вашу работу на нет.

Следующий критически важный шаг — проверка состояния самих болтов. Резьба должна быть чистой и неповрежденной. Рекомендуется прогнать резьбу в блоке метчиком и очистить сами болты. Старые, вытянутые или поврежденные болты головки блока ваз 2108 лучше сразу заменить на новые. Экономия на этом этапе крайне нежелательна.

Главный инструмент для этой работы — динамометрический ключ. Без него невозможно соблюсти нужное усилие затяжки. Также вам понадобится ключ для проворачивания болтов (обычно на 10) и, возможно, небольшой рычаг. Обязательно подготовьте чистую ветошь и качественный герметик для установки новых болтов, если это предусмотрено инструкцией.

Порядок и схема затяжки болтов ГБЦ

Ключевой принцип, который нужно запомнить: затяжка производится в несколько этапов и строго в определенной последовательности. Это нужно для того, чтобы головка блока равномерно и без перекосов прижалась к блоку двигателя. Производитель предусматривает специальную схему, которой необходимо неукоснительно следовать.

Схема затяжки болтов головки блока ваз 2108 представляет собой определенный порядок действий. Он обычно выглядит как работа от центра к краям крест-накрест. Это позволяет равномерно распределить давление и избежать деформации детали. Вот как выглядит правильная последовательность для двигателя ВАЗ 2108:

  1. Первый этап: затяните все болты с усилием 20 Н·м (Ньютон-метров).
  2. Второй этап: доведите усилие затяжки каждого болта до 69-85 Н·м (7.1-8.7 кгс·м).
  3. Третий, финальный этап: сделайте дополнительный поворот каждого болта на угол 90 градусов.

Важно выполнять эти этапы именно в такой последовательности и для каждого болта по очереди, согласно схеме. Не затягивайте один болт до конца сразу, а потом переходите к следующему. Проходите все болты по кругу на первом этапе, затем на втором и на третьем.

Окончательная проверка и важные нюансы

После того как вы завершили все три этапа затяжки, не стоит сразу собирать двигатель полностью. Рекомендуется дать ему постоять некоторое время, например, пару часов, а затем произвести контрольную проверку. Проверьте момент затяжки для нескольких болтов, особенно центральных. Он не должен измениться.

Многие опытные мастера рекомендуют после первого запуска двигателя, после его полного остывания, еще раз проверить затяжку. Металл и прокладка могут немного «усесться», и небольшая подтяжка может потребоваться. Однако это делается без фанатизма, только на тот угол, который необходим для достижения нужного момента.

Помните, что использование старой прокладки головки блока — это всегда лотерея с большим риском проиграть. Всегда устанавливайте новую качественную прокладку. Также крайне не рекомендуется использовать различные герметики на поверхностях самой прокладки, если это не предусмотрено ее производителем. Это может нарушить герметичность и привести к печальным последствиям.

Видео: Порядок затяжки головки блока ваз.

Частые ошибки и их последствия

Самая распространенная ошибка — затяжка «на глаз», без использования динамометрического ключа. Недостаточное усилие приведет к неплотному прилеганию и утечке газов или жидкостей. Слишком большое усилие, в свою очередь, может привести к срыву резьбы в блоке цилиндров или даже поломке самого болта. Оба сценария ведут к капитальному ремонту.

Вторая частая ошибка — несоблюдение порядка затяжки. Если закручивать болты подряд, по кругу, это почти гарантированно вызовет перекос головки блока. В таком случае даже новая прокладка не спасет от протечек, а в худшем случае может потребоваться шлифовка головки или ее замена из-за возникшей деформации.

Еще один риск — использование неподходящих смазочных материалов. Резьбу и подголовник болта обычно рекомендуется смазывать небольшим количеством моторного масла. Если же использовать, например, консистентную смазку или герметик, это кардинально изменит трение и реальное усилие затяжки будет совершенно непредсказуемым, что часто приводит к поломкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *