Затяжка ГБЦ ВАЗ 2108 8 клапанов: правильная схема, момент, порядок
Что такое ГБЦ и зачем нужна правильная затяжка
Головка блока цилиндров, или просто ГБЦ, — это одна из самых важных частей двигателя вашего ВАЗ 2108. Она закрывает цилиндры сверху, и именно в ней находятся клапана, свечи зажигания и другие детали. Чтобы двигатель работал правильно и не было утечек, ГБЦ должна быть очень плотно и равномерно прижата к блоку цилиндров. Для этого используются специальные болты, которые нужно закручивать с определенным усилием и в правильной последовательности.
Неправильная затяжка болтов ГБЦ может привести к серьезным проблемам. Если перетянуть болты, можно сорвать резьбу или даже повредить саму головку. Если недотянуть — прокладка под головкой будет пропускать масло или антифриз. В самых плохих случаях это может привести к попаданию охлаждающей жидкости в масло или наоборот, что выльется в дорогой и сложный ремонт всего двигателя.
Поэтому, если вы решили сами заняться этим делом, например, после замены прокладки, отнеситесь к процессу затяжки со всей серьезностью. Это не та операция, где можно работать «на глазок». Для успешного результата вам понадобится хороший динамометрический ключ и четкое понимание порядка действий.
Видео: Протяжка ГБЦ (головка блока цилиндров ) на ваз 2115 8 клапанов.
Что понадобится для работы
Перед тем как начать затяжку ГБЦ на вашем ВАЗ 2108, приготовьте все необходимые инструменты. Главный инструмент в этом деле — это динамометрический ключ. Именно он позволяет закручивать болты с нужным и контролируемым усилием, которое измеряется в Ньютон-метрах (Нм). Без этого ключа правильно выполнить работу практически невозможно.
Кроме него, вам могут пригодиться:
- Ключ или головка на 10 мм для откручивания крышки клапанов.
- Трещотка или вороток для удобства работы.
- Чистая ветошь для протирки болтов и поверхности.
- Новая прокладка ГБЦ, если вы проводите полную разборку.
Обязательно убедитесь, что болты, которые вы собираетесь затягивать, находятся в хорошем состоянии. Если на них есть признаки растяжения или повреждения резьбы, лучше сразу заменить их на новые. Использование старых, поврежденных болтов — это большой риск, который может свести на нет все ваши усилия.
Порядок затяжки болтов ГБЦ
Правильная последовательность затяжки — это ключ к тому, чтобы головка блока цилиндров легла ровно и без перекосов. Все болты затягиваются не сразу, а в несколько подходов, с постепенным увеличением усилия. Это позволяет равномерно распределить давление по всей поверхности стыка.
Схема затяжки болтов ГБЦ на 8-клапанном двигателе ВАЗ 2108 выглядит следующим образом. Представьте, что перед вами лежит головка. Болты пронумерованы условно, от центра к краям. Сначала нужно слегка подтянуть все болты в порядке, указанном в инструкции, затем повторить процедуру с большим усилием.
| Этап затяжки | Необходимое усилие (Нм) |
|---|---|
| Первый проход | 20 Нм |
| Второй проход | 69.4 — 85.7 Нм |
| Финальный доворот | Поворот на 90 градусов |
После того как вы завершили затяжку по схеме с моментом 85 Нм, необходимо выполнить так называемый «доворот». Все болты нужно дополнительно провернуть на угол 90 градусов. Это очень важный шаг, который обеспечивает необходимое предварительное натяжение. Пропускать его ни в коем случае нельзя.
Важные моменты и частые ошибки
Одна из самых распространенных ошибок — это затяжка «на холодную». Перед началом работы убедитесь, что двигатель остыл. Пытаться подтягивать болты на горячем двигателе — плохая идея. Металл расширяется при нагреве, и вы не сможете правильно выставить нужное усилие, что приведет к неплотной посадке головки после остывания.
Еще один критичный момент — чистота резьбовых отверстий в блоке цилиндров. Перед установкой новых или старых болтов обязательно очистите отверстия от старого масла, грязи и стружки. Для этого можно использовать специальный метчик нужного размера или просто промыть отверстия бензином или керосином и продуть сжатым воздухом.
Многие задаются вопросом: нужно ли смазывать болты? Да, перед установкой резьбовую часть и нижнюю торцевую часть болта (под головкой) рекомендуется слегка смазать моторным маслом. Это обеспечит правильный момент затяжки и уменьшит трение. Но важно не переборщить, чтобы излишки масла не попали в отверстие.
Видео: Протяжка ГБЦ (Головка Блока Цилиндров) на ВАЗ 2109, 2114, 2110 8 клапанов. МОМЕНТ Затяжки болтов ГБ
Что делать после затяжки
После того как вы завершили все этапы затяжки по схеме, работу еще нельзя считать полностью законченной. Рекомендуется дать двигателю постоять некоторое время, а затем, после его первого прогрева и полного остывания, проверить момент затяжки еще раз. Иногда болты могут немного «подсесть», и контрольная проверка поможет убедиться, что все в порядке.
Далее можно приступать к сборке всего навесного оборудования: установить коллектора, приводы, ремень ГРМ и т.д. После первого запуска двигателя внимательно следите за ним. Проверьте, нет ли подтеков масла или антифриза в месте стыка головки и блока. Прислушайтесь к работе мотора — не должно быть посторонних шумов.
Помните, что правильная затяжка ГБЦ — это гарантия долгой и надежной работы двигателя вашего автомобиля. Не торопитесь, делайте все по инструкции, используйте исправный инструмент, и тогда ваш ВАЗ 2108 будет радовать вас стабильной работой еще долгое время.



