Как проверить датчик температуры ВАЗ 2115 инжектор: признаки и способы проверки
Что такое датчик температуры и зачем он нужен
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на ВАЗ 2115 — это небольшой, но очень важный элемент инжекторной системы двигателя. Его основная задача — сообщать электронному блоку управления (ЭБУ) о текущей температуре антифриза в системе. Эта информация критически важна для правильной работы мотора. Блок управления использует эти данные, чтобы определить оптимальный состав топливно-воздушной смеси. Например, на непрогретом двигателе смесь делается более обогащенной для стабильной работы.
Когда датчик выходит из строя или начинает врать, это сразу сказывается на поведении автомобиля. Могут появиться такие проблемы, как трудный запуск, особенно «на холодную», неустойчивые обороты на холостом ходу, повышенный расход топлива и даже перегрев двигателя. Последнее особенно опасно, так как может привести к серьезным поломкам. Поэтому умение проверить этот датчик самостоятельно — ценный навык для любого владельца «пятнашки».
Многие автолюбители путают датчик температуры с указателем температуры на панели приборов. Это разные устройства. Датчик (ДТОЖ) работает с ЭБУ, а датчик для указателя (или комбинированный датчик) отвечает за показания на приборной панели. В данной статье мыfocusруемся именно на проверке основного датчика для электронного блока управления инжекторного двигателя.
Видео: Проверка датчика температуры ОЖ ВАЗ 2110
Где находится датчик температуры на ВАЗ 2115
Прежде чем приступать к проверке, нужно найти где стоит датчик. На автомобиле ВАЗ 2115 с инжекторным двигателем он расположен на корпусе термостата. Термостат, в свою очередь, находится в правой части подкапотного пространства, если смотреть по ходу движения автомобиля. К нему подходят два патрубка системы охлаждения.
Искомый датчик вкручен в корпус термостата и имеет пластиковую фишку с двумя проводами. Цвета проводов могут варьироваться, но чаще всего это желтый и синий или черный и зеленый. Он легко узнаваем, и перепутать его с другими датчиками сложно. Рядом может находиться датчик для стрелки температуры, который имеет всего один контакт.
Перед началом работ обязательно дайте двигателю полностью остыть. Работать с системой охлаждения на горячем двигателе опасно из-за высокого давления и температуры охлаждающей жидкости. Также подготовьте необходимые инструменты: ключ на 19 или 21 для выкручивания датчика, мультиметр для проверки и maybe емкость для слива небольшого количества антифриза.
Признаки неисправности датчика
Понять, что с датчиком температуры что-то не так, можно по ряду характерных симптомов. Самый частый признак — это проблемы с запуском двигателя. ЭБУ, получая неверные данные о температуре (например, что двигатель уже горячий), готовит неправильную смесь, из-за чего мотор «не схватывает». Другой симптом — неустойчивая работа на холостом ходу, когда стрелка тахометра беспричинно прыгает.
Еще один критически важный симптом — некорректная работа вентилятора системы охлаждения. Многие владельцы задаются вопросом: «При какой температуре включается вентилятор ВАЗ 2115?». В норме это происходит в диапазоне 100-105°C. Если вентилятор включается на холодном двигателе, не включается вообще при перегреве или работает постоянно, это прямой повод проверить ДТОЖ.
Косвенными признаками могут служить повышенный «жор» бензина и потеря динамики разгона. ЭБУ, постоянно получая ложные сигналы, не может оптимизировать работу двигателя, что leads к общему падению эффективности. Если вы наблюдаете один или несколько из этих симптомов, проверка датчика температуры должна стать одним из первых пунктов вашей диагностики.
Способы проверки датчика температуры
Самый надежный и точный способ проверить датчик температуры ВАЗ 2115 — это измерить его сопротивление с помощью мультиметра. Датчик представляет собой термистор, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры: чем горячее, тем сопротивление ниже. Для этого датчик лучше снять с автомобиля.
Аккуратно отсоедините колодку с проводами. Ключом на 19 выкрутите датчик из посадочного места. Будьте готовы к тому, что из отверстия выльется небольшое количество охлаждающей жидкости. Подготовьте тряпку или небольшую емкость. После этого можно приступать к измерениям. Вам понадобится мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления (Омы), и термометр для контроля температуры.
Погрузите рабочий конец датчика в емкость с водой и начинайте ее нагревать. Контролируйте температуру воды термометром и снимайте показания сопротивления с контактов датчика в ключевых точках. Сравните ваши результаты с таблицей номинальных значений.
| Температура, °C | Сопротивление, Ом |
|---|---|
| +15 | 4030 — 4830 |
| +40 | 1450 — 1850 |
| +80 | 285 — 375 |
| +90 | 225 — 285 |
| +100 | 175 — 220 |
Если показания вашего датчика сильно отличаются от табличных (особенно при комнатной температуре), или сопротивление равно нулю (короткое замыкание) или бесконечности (обрыв), датчик неисправен и подлежит замене. Это самый верный способ диагностики.
Что делать, если датчик неисправен
Если проверка подтвердила, что датчик температуры вышел из строя, его необходимо заменить. Процедура замены довольно проста. Купите новый датчик, желательно проверенного производителя. Перед установкой обязательно убедитесь, что резьба на новом датчике чистая, и нанесите на нее немного герметика или уплотнительной ленты для надежности, чтобы избежать подтеканий антифриза.
Аккуратно вкрутите новый датчик на место старого и затяните ключом. Не прикладывайте чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу на алюминиевом корпусе термостата. После установки подключите электрическую фишку. Далее необходимо долить охлаждающую жидкость до нужного уровня в расширительном бачке, так как часть ее неизбежно вытечет при замене.
После замены рекомендуется проверить работу системы. Заведите двигатель и дайте ему прогреться. Понаблюдайте за поведением автомобиля на холостом ходу. Убедитесь, что вентилятор охлаждения включается при достижении рабочей температуры. Также стоит проверить, нет ли подтеков антифриза из-под нового датчика. Если все в порядке, проблема решена.
Видео: проверка датчика температуры двигателя автомобиль ВАЗ 2110 2111 2112 2114 2115 Калина Приора
Проверка без снятия (альтернативный метод)
Существует и более простой, хотя и менее точный, способ проверки датчика температуры прямо на автомобиле. Для этого вам также понадобится мультиметр. Включите зажигание, но не запускайте двигатель. Переведите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DCV) до 20 В.
Аккуратно проткните острыми щупами прибора провода на колодке, подключенной к датчику, или используйте специальные переходники, чтобы не повредить изоляцию. Один из проводов должен показывать напряжение около 5 В (это опорное напряжение от ЭБУ), а на другом напряжение будет меняться в зависимости от температуры.
На полностью холодном двигателе напряжение на сигнальном проводе будет высоким (около 3-4 В), а по мере прогрева оно будет плавно снижаться. Если напряжение не меняется, «висит» на одном значении или равно нулю — датчик скорее всего нерабочий. Этот метод хорош для быстрой предварительной оценки, но для точной диагностики все же лучше снять датчик и проверить его сопротивление.



