Момент затяжки ВАЗ 2110 16 клапанов: полная таблица значений и инструкция

Почему важен момент затяжки на ВАЗ 2110

Многие владельцы ВАЗ 2110 считают, что главное при сборке двигателя — это хорошо затянуть все болты. Однако, это распространенное заблуждение. Слишком сильная затяжка может привести к обрыву шпилек или болтов, повреждению резьбы или самой детали. Слабая затяжка, в свою очередь, приведет к самооткручиванию соединения, что вызовет течь масла, потерю компрессии или даже серьезную поломку двигателя. Именно поэтому производитель устанавливает строго определенное значение — момент затяжки.

Момент затяжки — это вращающее усилие, которое прикладывается к гайке или болту с помощью специального инструмента, динамометрического ключа. Он измеряется в ньютон-метрах (Н·м). Для каждого важного соединения в двигателе и коробке передач существует свое, точно выверенное значение. Его соблюдение гарантирует, что детали будут надежно стянуты, без риска их повреждения.

Особенно это критично для 16-клапанного двигателя ВАЗ 2110. Этот мотор сложнее своего 8-клапанного собрата, в нем больше деталей, требующих точной и равномерной затяжки. Например, неправильный момент на головке блока цилиндров может привести к деформации ее плоскости, прогарам прокладки и попаданию антифриза в масло. Поэтому использование динамометрического ключа при работе с этим двигателем — не рекомендация, а строгая necessity.

Видео: Затяжка гбц ваз 2112 16 клапанов

Ключевые моменты затяжки для 16-клапанного двигателя

Сердцем любого ремонта является правильная сборка силового агрегата. Для 16-клапанного мотора ВАЗ 2110 существует несколько самых ответственных узлов, где точность момента критична. Первый и самый важный из них — это головка блока цилиндров (ГБЦ). Ее крепление к блоку цилиндров осуществляется с помощью десяти болтов. Процесс затяжки здесь происходит в три этапа, что позволяет обеспечить равномерное прилегание и правильное обжатие прокладки.

Второй по важности узел — это коренные и шатунные крышки. Коренные крышки удерживают коленчатый вал, а шатунные — соединяют поршни с коленвалом. Момент затяжки для них также строго регламентирован. Несоблюдение этих значений может привести к проворачиванию вкладышей, их быстрому износу и задирам на шейках коленвала, что в итоге выльется в капитальный ремонт двигателя.

Не стоит забывать и о других соединениях. Например, о креплении шкивов, маховика или крышки ремня ГРМ. Хотя они могут казаться менее критичными, их ослабление или обрыв болта в пути доставит массу проблем. Все эти значения собраны в технической документации завода-изготовителя, и именно на них нужно ориентироваться, а не на советы «на глазок».

Как правильно затягивать болты ГБЦ на ВАЗ 2110

Затяжка головки блока — это многоэтапный процесс, который нельзя выполнять за один подход. Это связано с необходимостью равномерно распределить нагрузку на прокладку и саму деталь, избежав ее перекоса. Для работы вам обязательно понадобится исправный динамометрический ключ и схема порядка затяжки болтов.

Порядок затяжки болтов всегда идет от центра к краям по определенной схеме. Это правило универсально для большинства двигателей. Сначала все болты затягиваются предварительным моментом, затем основным, и часто требуется дополнительный доворот на определенный угол. Например, для многих двигателей LADA финальным этапом является доворот болтов на 90 градусов.

Вот примерная последовательность действий для 16-клапанного мотора:

  1. Очистите резьбовые отверстия в блоке цилиндров от масла и старой герметизации.
  2. Аккуратно установите новую прокладку ГБЦ и саму головку на место.
  3. Вверните все болты от руки и начните затяжку согласно схеме в три этапа: сначала моментом 20 Н·м, затем 69 Н·м, и в завершение доверните каждый болт на 90 градусов.

Помните, что многие болты ГБЦ являются одноразовыми и после выкручивания подлежат обязательной замене.

Моменты затяжки для других важных узлов

Помимо ГБЦ, в автомобиле есть множество других соединений, требующих точного момента. Например, при замене сцепления или ремонте коробки передач необходимо правильно затянуть болты крепления корзины сцепления и самого картера КПП. Слишком слабая затяжка приведет к пробуксовке сцепления, а слишком сильная — может повредить корзину или маховик.

Еще один важный узел — это крепление бугелей (опор) коренных подшипников. Их затяжка требует особой внимательности, так как от этого зависит соосность коленвала и правильная работа всего кривошипно-шатунного механизма. Всегда используйте для этого динамометрический ключ.

Для вашего удобства, ниже приведена таблица с основными моментами затяжки для 16-клапанного двигателя ВАЗ 2110. Эти данные являются ориентировочными, и для точных значений всегда следует сверяться с руководством по ремонту именно для вашей модели двигателя.

Узел Момент затяжки, Н·м
Болты крепления ГБЦ (этап 1) 20
Болты крепления ГБЦ (этап 2) 69
Болты крепления ГБЦ (финальный доворот) 90 градусов
Гайки шатунных болтов 51-61
Болты коренных крышек 68-75
Болты крепления корзины сцепления 19-30

Видео: Регулировка клапанов на двигателе ВАЗ 2110 своими руками. Инструкция!

Инструменты и итоговые рекомендации

Главный инструмент для этой работы — динамометрический ключ. Бывают они стрелочные, щелчковые и электронные. Для домашнего использования чаще всего выбирают щелчковые — они достаточно точные, надежные и простые в применении. Перед началом работы обязательно проверьте его calibration, и не используйте ключ как обычный вороток для откручивания прикипевших гаек.

Помните, что все значения момента затяжки указаны для чистых и сухих резьбовых соединений. Если в инструкции не указано иное, не следует смазывать болты маслом или герметиком, так как это drastically изменит создаваемое усилие и может привести к перетяжке. Исключение составляют случаи, когда производитель прямо указывает на необходимость смазки.

Соблюдение регламента — это залог долгой и беспроблемной службы вашего автомобиля. Качество запчастей и аккуратность при сборке играют не меньшую роль. Не экономьте на хорошем инструменте и новых болтах, особенно для таких ответственных узлов, как головка блока цилиндров. Это убережет вас от более серьезных и дорогостоящих repairs в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *