Момент затяжки ВАЗ 2110 16 клапанов: полная таблица значений и инструкция
Почему важен момент затяжки на ВАЗ 2110
Многие владельцы ВАЗ 2110 считают, что главное при сборке двигателя — это хорошо затянуть все болты. Однако, это распространенное заблуждение. Слишком сильная затяжка может привести к обрыву шпилек или болтов, повреждению резьбы или самой детали. Слабая затяжка, в свою очередь, приведет к самооткручиванию соединения, что вызовет течь масла, потерю компрессии или даже серьезную поломку двигателя. Именно поэтому производитель устанавливает строго определенное значение — момент затяжки.
Момент затяжки — это вращающее усилие, которое прикладывается к гайке или болту с помощью специального инструмента, динамометрического ключа. Он измеряется в ньютон-метрах (Н·м). Для каждого важного соединения в двигателе и коробке передач существует свое, точно выверенное значение. Его соблюдение гарантирует, что детали будут надежно стянуты, без риска их повреждения.
Особенно это критично для 16-клапанного двигателя ВАЗ 2110. Этот мотор сложнее своего 8-клапанного собрата, в нем больше деталей, требующих точной и равномерной затяжки. Например, неправильный момент на головке блока цилиндров может привести к деформации ее плоскости, прогарам прокладки и попаданию антифриза в масло. Поэтому использование динамометрического ключа при работе с этим двигателем — не рекомендация, а строгая necessity.
Видео: Затяжка гбц ваз 2112 16 клапанов
Ключевые моменты затяжки для 16-клапанного двигателя
Сердцем любого ремонта является правильная сборка силового агрегата. Для 16-клапанного мотора ВАЗ 2110 существует несколько самых ответственных узлов, где точность момента критична. Первый и самый важный из них — это головка блока цилиндров (ГБЦ). Ее крепление к блоку цилиндров осуществляется с помощью десяти болтов. Процесс затяжки здесь происходит в три этапа, что позволяет обеспечить равномерное прилегание и правильное обжатие прокладки.
Второй по важности узел — это коренные и шатунные крышки. Коренные крышки удерживают коленчатый вал, а шатунные — соединяют поршни с коленвалом. Момент затяжки для них также строго регламентирован. Несоблюдение этих значений может привести к проворачиванию вкладышей, их быстрому износу и задирам на шейках коленвала, что в итоге выльется в капитальный ремонт двигателя.
Не стоит забывать и о других соединениях. Например, о креплении шкивов, маховика или крышки ремня ГРМ. Хотя они могут казаться менее критичными, их ослабление или обрыв болта в пути доставит массу проблем. Все эти значения собраны в технической документации завода-изготовителя, и именно на них нужно ориентироваться, а не на советы «на глазок».
Как правильно затягивать болты ГБЦ на ВАЗ 2110
Затяжка головки блока — это многоэтапный процесс, который нельзя выполнять за один подход. Это связано с необходимостью равномерно распределить нагрузку на прокладку и саму деталь, избежав ее перекоса. Для работы вам обязательно понадобится исправный динамометрический ключ и схема порядка затяжки болтов.
Порядок затяжки болтов всегда идет от центра к краям по определенной схеме. Это правило универсально для большинства двигателей. Сначала все болты затягиваются предварительным моментом, затем основным, и часто требуется дополнительный доворот на определенный угол. Например, для многих двигателей LADA финальным этапом является доворот болтов на 90 градусов.
Вот примерная последовательность действий для 16-клапанного мотора:
- Очистите резьбовые отверстия в блоке цилиндров от масла и старой герметизации.
- Аккуратно установите новую прокладку ГБЦ и саму головку на место.
- Вверните все болты от руки и начните затяжку согласно схеме в три этапа: сначала моментом 20 Н·м, затем 69 Н·м, и в завершение доверните каждый болт на 90 градусов.
Помните, что многие болты ГБЦ являются одноразовыми и после выкручивания подлежат обязательной замене.
Моменты затяжки для других важных узлов
Помимо ГБЦ, в автомобиле есть множество других соединений, требующих точного момента. Например, при замене сцепления или ремонте коробки передач необходимо правильно затянуть болты крепления корзины сцепления и самого картера КПП. Слишком слабая затяжка приведет к пробуксовке сцепления, а слишком сильная — может повредить корзину или маховик.
Еще один важный узел — это крепление бугелей (опор) коренных подшипников. Их затяжка требует особой внимательности, так как от этого зависит соосность коленвала и правильная работа всего кривошипно-шатунного механизма. Всегда используйте для этого динамометрический ключ.
Для вашего удобства, ниже приведена таблица с основными моментами затяжки для 16-клапанного двигателя ВАЗ 2110. Эти данные являются ориентировочными, и для точных значений всегда следует сверяться с руководством по ремонту именно для вашей модели двигателя.
| Узел | Момент затяжки, Н·м |
|---|---|
| Болты крепления ГБЦ (этап 1) | 20 |
| Болты крепления ГБЦ (этап 2) | 69 |
| Болты крепления ГБЦ (финальный доворот) | 90 градусов |
| Гайки шатунных болтов | 51-61 |
| Болты коренных крышек | 68-75 |
| Болты крепления корзины сцепления | 19-30 |
Видео: Регулировка клапанов на двигателе ВАЗ 2110 своими руками. Инструкция!
Инструменты и итоговые рекомендации
Главный инструмент для этой работы — динамометрический ключ. Бывают они стрелочные, щелчковые и электронные. Для домашнего использования чаще всего выбирают щелчковые — они достаточно точные, надежные и простые в применении. Перед началом работы обязательно проверьте его calibration, и не используйте ключ как обычный вороток для откручивания прикипевших гаек.
Помните, что все значения момента затяжки указаны для чистых и сухих резьбовых соединений. Если в инструкции не указано иное, не следует смазывать болты маслом или герметиком, так как это drastically изменит создаваемое усилие и может привести к перетяжке. Исключение составляют случаи, когда производитель прямо указывает на необходимость смазки.
Соблюдение регламента — это залог долгой и беспроблемной службы вашего автомобиля. Качество запчастей и аккуратность при сборке играют не меньшую роль. Не экономьте на хорошем инструменте и новых болтах, особенно для таких ответственных узлов, как головка блока цилиндров. Это убережет вас от более серьезных и дорогостоящих repairs в будущем.



