Замена и регулировка троса ручника на ВАЗ 2114: подробная инструкция
Что такое ручной тормоз и зачем он нужен
Ручной тормоз, или как его чаще называют водители, «ручник», — это важная часть тормозной системы вашего автомобиля. Его основная задача — удерживать машину на месте, когда она уже остановлена, особенно на склонах и уклонах. Но также он является важным элементом безопасности, который может спасти ситуацию, если вдруг откажет основная тормозная система. Для владельцев ВАЗ 2114 исправный ручник — это не просто удобство, а необходимость.
Конструктивно ручной тормоз на «четырнадцатой» представляет собой механический привод, который через систему тросов воздействует на задние тормозные механизмы. Со временем тросик ручника может растянуться, поржаветь или даже порваться, особенно если машина эксплуатируется в условиях повышенной влажности или не получает должного ухода. Тогда и встает вопрос о его замене.
Многие автовладельцы задаются вопросом: как понять, что ручник на ВАЗ 2114 требует внимания? Самый очевидный признак — это когда машина не держится на уклоне даже при полностью поднятом рычаге тормоза. Другой симптом — слишком большой свободный ход рычага, когда он поднимается почти без усилия. Если вы заметили нечто подобное, скорее всего, требуется регулировка или полная замена троса стояночного тормоза.
Видео: ЗАМЕНА ТРОСА РУЧНИКА ВАЗ 2111, 2110, 2112.
Подготовка к работе: что нужно иметь под рукой
Прежде чем приступать к замене троса ручника на вашем ВАЗ 2114, важно правильно подготовиться. Это сэкономит вам время и нервы в процессе работы. Вам не потребуется сложный профессиональный инструмент, большинство необходимых вещей найдется в гараже у любого автолюбителя.
Вот основной набор инструментов и материалов, которые вам понадобятся:
- Новый трос ручного тормоза (желательно приобретать качественные аналоги).
- Набор рожковых и накидных ключей (в частности, ключи на 10, 13 и 17).
- Домкрат и упоры для колес (или портативные подставки) для безопасного подъема автомобиля.
- Баллонный ключ для снятия колес.
- Молоток, плоская отвертка и пассатижи.
- WD-40 или аналогичная жидкость для обработки закисших гаек.
Обязательно обеспечьте себе безопасные условия работы. Установите автомобиль на ровную твердую поверхность, зафиксируйте передние колеса упорами (или хотя бы крупными камнями) и не забывайте о стояночном тормозе (перед тем как поднять машину домкратом). После подъема задней части не полагайтесь только на домкрат — обязательно установите надежные подставки под пороги или силовые элементы кузова.
Пошаговая инструкция по замене тросика ручника
Процесс замены троса ручного тормоза на ВАЗ 2114 можно условно разделить на два крупных этапа: снятие старого троса и установка нового. Начнем с демонтажа. Первым делом ослабьте затяжку регулировочной гайки, которая находится под автомобилем в районе рычага ручника. Это снимет натяжение со всей системы.
Далее последовательность действий будет такой:
- Поднимите заднюю часть автомобиля и снимите оба задних колеса.
- Отсоедините тормозной барабан с обеих сторон. Иногда он может «прикипеть» — аккуратно постучите по нему молотком через деревянную проставку.
- Внутри тормозного механизма найдите и отсоедините конец троса от рычага ручного тормоза. Для этого потребуется снять стопорную пластину.
- Вернитесь под автомобиль. Открутите крепление уравнителя тросов (так называемой «коромысла») и снимите его.
- Теперь можно вытянуть сам трос из направляющих скоб на балке заднего моста и полностью извлечь его из автомобиля.
Установка нового троса производится в обратной последовательности. Проденьте его в направляющие, подключите к тормозным механизмам, установите на место уравнитель. На завершающем этапе не затягивайте до конца регулировочную гайку. Ее окончательную натяжку нужно будет произвести после установки колес и опускания автомобиля на землю, чтобы правильно отрегулировать ручник.
Регулировка ручного тормоза после установки
Правильная регулировка — ключевой этап, от которого зависит эффективность всей проделанной работы. После того как новый тросик ручника на ВАЗ 2114 установлен и колеса надеты, опустите автомобиль на землю. Теперь можно приступить к настройке.
Регулировочный узел находится под машиной, рядом с рычагом ручного тормоза. Он состоит из двух гаек — контргайки и регулировочной. Чтобы отрегулировать ручник, ослабьте контргайку и начинайте закручивать регулировочную гайку. Делайте это постепенно, по несколько оборотов, и после каждой попытки проверяйте ход рычага в салоне.
Правильно отрегулированный ручной тормоз должен срабатывать на 4-6 щелчках храпового механизма. Это означает, что при подъеме рычага на этот отрезок задние колеса должны блокироваться полностью. Проверить это можно, попытавшись вручную прокрутить поднятое колесо — оно должно вращаться с большим усилием или быть полностью заблокированным. После того как добьетесь нужного результата, не забудьте надежно затянуть контргайку, чтобы настройка не сбилась в процессе эксплуатации.
Видео: Замена троса ручника ваз 2113 2108 2114 2109
Частые проблемы и полезные советы
Даже при четком следовании инструкции можно столкнуться с трудностями. Самая распространенная проблема — это прикипание и коррозия металлических деталей, особенно гаек на регулировочном узле и стопорных пластин в тормозных механизмах. Не применяйте излишнюю силу, чтобы не сорвать резьбу. Вместо этого обильно обработайте соединения WD-40 и дайте им постоять 10-15 минут.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание — это состояние самих тормозных механизмов. Пока у вас сняты барабаны, aproveйте момент и проведите их ревизию. Оцените износ колодок, проверьте работоспособность распорных механизмов и пружин. Замена этих недорогих комплектующих вместе с тросом ручника позволит вам получить полностью исправную и безопасную тормозную систему.
Помните, что исправный ручник — это ваша безопасность и безопасность других участников движения. Не пренебрегайте его обслуживанием. Если вы не уверены в своих силах, всегда лучше обратиться к профессионалам. Но для многих автолюбителей замена троса стояночного тормоза на ВАЗ 2114 становится отличным опытом и поводом для гордости за самостоятельно проделанную работу.



