Замена заднего сальника коленвала ВАЗ: пошаговая инструкция своими руками
Что такое задний сальник коленвала и зачем его менять
Задний сальник коленчатого вала — это небольшая, но очень важная деталь в двигателе вашего ВАЗа. Он находится в месте выхода коленвала из блока двигателя и соединяется с коробкой передач. Его главная задача — предотвращать утечку моторного масла из двигателя. Со временем этот сальник изнашивается, теряет эластичность и начинает пропускать масло.
Если вы заметили масляные подтеки под автомобилем в области стыка двигателя и коробки передач, или уровень масла начал постоянно снижаться без видимых причин, скорее всего, проблема именно в нем. Игнорирование этой неисправности может привести к серьезным последствиям, таким как падение давления масла в системе или даже повреждение других узлов из-за недостаточной смазки.
Замена заднего сальника коленвала на автомобилях ВАЗ — процедура, которую многие автовладельцы стараются избегать из-за кажущейся сложности. Однако при должной подготовке и понимании процесса с ней можно справиться самостоятельно, сэкономив на услугах автосервиса. Главное — делать все аккуратно и не торопясь.
Видео: Замена заднего сальника коленвала Ваз-21214(Нива).
Что понадобится для замены сальника
Перед началом работ необходимо подготовить все инструменты и материалы. Это сэкономит время и сделает процесс замены более организованным. Вам не потребуется сложное профессиональное оборудование, большинство инструментов найдется в гараже у любого автолюбителя.
Вот основной список того, что нужно иметь под рукой:
- Новый сальник коленчатого вала (обязательно проверьте каталожный номер для вашей модели ВАЗ)
- Торцевой ключ или головка для откручивания болтов крепления коробки передач
- Съемник ступиц или универсальный съемник для сальников (можно заменить подручными средствами)
- Чистая ветошь и обезжириватель
- Домкрат и подставки для безопасного поднятия автомобиля
- Новый герметик (если планируется замена других прокладок)
Особое внимание уделите выбору нового сальника. Лучше не экономить и приобрести качественную оригинальную деталь или аналог от проверенного производителя. Дешевые сальники часто быстро выходят из строя, и всю работу придется переделывать заново.
Подготовка автомобиля к работе
Первым делом обеспечьте безопасность. Установите автомобиль на ровную твердую поверхность, зафиксируйте колеса противооткатными упорами и поднимите ручной тормоз. Затем поднимите переднюю часть машины с помощью домкрата и установите на надежные подставки. Ни в коем случае не работайте только под домкратом — это опасно для жизни.
Следующий шаг — слить масло из коробки передач. Хотя некоторые мастера пропускают этот этап, мы рекомендуем его выполнить, чтобы избежать протечек и загрязнения. Найдите сливную пробку на картере КПП, подставьте емкость и аккуратно открутите ее. Дождитесь, пока масло полностью стечет, затем закрутите пробку обратно.
Теперь нужно отсоединить все мешающие элементы. Открутите стартер, снимите приводы колес, отсоедините трос спидометра и все провода, которые подключены к коробке передач. Также не забудьте про рычаг переключения передач в салоне автомобиля. Каждую деталь и болт складывайте в отдельную емкость, чтобы ничего не потерять.
Процесс снятия коробки передач и старого сальника
После подготовки можно приступать к самому ответственному этапу — снятию коробки передач. Начните с откручивания всех болтов крепления КПП к двигателю. Их обычно около десяти, и расположены они по периметру. Будьте внимательны — некоторые болты могут быть разной длины, поэтому запоминайте или записывайте, какой откуда был выкручен.
Когда все болты откручены, аккуратно отведите коробку передач от двигателя. Она имеет значительный вес, поэтому лучше работать с помощником или использовать специальную опору. После снятия КПП вы получите доступ к задней части двигателя и непосредственно к маховику, за которым расположен нужный нам сальник коленвала.
Теперь нужно демонтировать старый сальник. Аккуратно подденьте его отверткой или специальным съемником. Старайтесь не повредить посадочное место в блоке двигателя — это критически важно для правильной установки новой детали. После извлечения тщательно очистите и обезжирьте посадочное гнездо от остатков старого масла и грязи.
Установка нового сальника и сборка
Перед установкой нового сальника смажьте его наружную поверхность и рабочую кромку чистым моторным маслом. Это обеспечит правильную посадку и предотвратит повреждение при установке. Ни в коем случае не используйте для посадки ударные инструменты — сальник должен входить равномерно и без перекосов.
Аккуратно вставьте новый сальник на место, стараясь не повредить его губу. Для равномерной запрессовки можно использовать подходящую по диаметру оправку, например, отрезок трубы подходящего размера. Легкими ударами киянки добейтесь, чтобы сальник полностью сел на свое место заподлицо с блоком.
Теперь можно приступать к обратной сборке. Установите коробку передач на место, аккуратно совместив первичный вал КПП с отверстием в маховике. Затяните все болты крепления с рекомендованным моментом затяжки. Подсоедините все ранее снятые элементы: стартер, приводы, трос спидометра и провода. Залейте свежее масло в коробку передач.
Видео: Замена переднего сальника коленвала ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Проверка работы и полезные советы
После завершения всех работ запустите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах. Внимательно осмотрите место установки нового сальника на предмет подтеков масла. Если все хорошо, можно совершить короткую test-поездку, после чего снова проверить герметичность.
Помните несколько важных моментов, которые помогут избежать проблем в будущем. Во-первых, никогда не экономьте на качестве сальника — хорошая деталь прослужит долго. Во-вторых, при сборке внимательно следите за чистотой — даже небольшая соринка может нарушить герметичность. И в-третьих, не прилагайте чрезмерных усилий при запрессовке сальника.
Если вы не уверены в своих силах, или в процессе работы столкнулись с непредвиденными сложностями, лучше обратиться к профессионалам. Неправильно установленный сальник быстро выйдет из строя, и всю трудоемкую работу по снятию и установке коробки передач придется повторять заново, что приведет к дополнительным затратам времени и денег.



