Затяжка ГБЦ ВАЗ 8 клапанов: правильный порядок, момент, инструкция
Что такое ГБЦ и зачем ее правильно затягивать
Головка блока цилиндров, или просто ГБЦ, — это одна из самых важных частей двигателя вашего ВАЗа. Она закрывает цилиндры сверху и образует камеру сгорания, где происходит воспламенение топливной смеси. Между блоком цилиндров и головкой устанавливается прокладка, которая обеспечивает герметичность. Именно поэтому так важен момент затяжки болтов ГБЦ.
Если болты затянуты неправильно, слабо или неравномерно, прокладка может прогореть. Это приведет к попаданию масла в антифриз или наоборот, к падению компрессии и мощности двигателя, а в худшем случае — к перегреву и серьезному ремонту. Правильная затяжка головки блока цилиндров — это гарантия того, что двигатель будет работать ровно и без проблем.
Многие автовладельцы боятся браться за эту работу самостоятельно, но на самом деле, при наличии хорошего динамометрического ключа и понимания порядка действий, затянуть ГБЦ на восьмиклапанном двигателе ВАЗ вполне по силам в гараже. Главное — делать все внимательно и не торопиться.
Видео: Порядок обтяжки гбц ВАЗ 8-клапанный двигатель
Какие инструменты понадобятся для работы
Перед началом работы необходимо подготовить все инструменты. Главный инструмент здесь — это динамометрический ключ. Без него правильно затянуть болты ГБЦ невозможно, так как усилие затяжки должно быть очень точным. Обычные ключи или воротки не подходят, так как вы не сможете контролировать прикладываемое усилие в ньютон-метрах (Нм).
Помимо этого, вам понадобится набор головок и вороток или трещотка для откручивания старых болтов. Также полезно иметь щетку для очистки резьбовых отверстий в блоке цилиндров от грязи и старого масла. Помните, что болты ГБЦ на многих моделях ВАЗ — это болты с метрической резьбой, которые обычно идут в комплекте с новой прокладкой.
Обязательно заранее приобретите новую прокладку ГБЦ, подходящую specifically для вашей модели двигателя (например, на ВАЗ 2109 карбюратор или на современный 1.6-литровый мотор). Ни в коем случае не используйте старую прокладку повторно, даже если она выглядит целой. Экономия здесь совершенно неуместна.
Порядок затяжки болтов ГБЦ
Порядок затяжки — это не просто рекомендация, а строгая последовательность, которую необходимо соблюдать. Это делается для того, чтобы головка блока цилиндров равномерно прижалась к блоку и не повело от напряжения. Для восьмиклапанного двигателя ВАЗ используется схема от центра к краям.
Представьте, что болты пронумерованы. Схема выглядит так: сначала затягивается центральная пара болтов, затем те, что симметрично расположены по краям. Это обеспечивает равномерное распределение усилия и предотвращает деформацию головки. Всегда сверяйтесь со схемой для вашей конкретной модели двигателя, так как она может незначительно отличаться.
Процесс затяжки всегда проводится в несколько этапов. Сначала все болты затягиваются с небольшим предварительным усилием, например, в 20 Нм. Затем следует второй проход с усилием, скажем, в 75 Нм. И, наконец, финишный этап — доворот каждого болта на определенный угол (например, на 90 градусов). Точные значения усилия и угла всегда ищите в руководстве по ремонту для вашего автомобиля.
| Модель двигателя / Автомобиля | Предварительное усилие (Нм) | Основное усилие (Нм) | Финишный доворот |
|---|---|---|---|
| ВАЗ 2108-21099 (Карбюратор) | 20 | 69.3-85.7 | Доворот на 90° |
| ВАЗ 2110-2112 (8 клапанов) | 20 | 69.3-85.7 | Доворот на 90° |
| ЛАДА Гранта / Калина (1.6 8кл) | 20 | Доворот на 90° | Еще доворот на 90° |
Пошаговая инструкция по затяжке
Теперь разберем сам процесс по шагам. Убедитесь, что двигатель остыл. Работать с горячим двигателем категорически нельзя, так как металл расширен и после остывания затяжка ослабнет. Очистите резьбовые отверстия в блоке цилиндров от масла и грязи, например, с помощью щетки и продувки сжатым воздухом.
Установите новую прокладку ГБЦ на блок цилиндров ровно, без перекосов. Она должна сесть на свои направляющие. Аккуратно установите головку блока цилиндров сверху. Вкрутите все болты от руки, чтобы не сорвать резьбу, и лишь потом берите в руки динамометрический ключ.
Начните затяжку согласно схеме, описанной выше. Сначала пройдитесь по всем болтам с предварительным усилием. Затем повторите проход с основным усилием. И наконец, выполните финишный доворот на нужный угол. После завершения работы дайте двигателю постоять, а затем, после его запуска и прогрева, желательно еще раз проверить момент затяжки на остывшем моторе.
Видео: Протяжка ГБЦ (головка блока цилиндров ) на ваз 2115 8 клапанов.
Частые ошибки и полезные советы
Самая распространенная ошибка — это использование старых болтов. Болты ГБЦ на многих автомобилях ВАЗ — это болты с контролируемым растяжением. После одного-двух циклов затяжки они растягиваются и теряют свои свойства. Поэтому при каждой замене прокладки ГБЦ рекомендуется использовать новый комплект болтов.
Еще одна ошибка — пренебрежение порядком затяжки и использованием динамометрического ключа. Затягивание «на глазок» или в произвольном порядке почти гарантированно приведет к проблемам с герметичностью и возможной деформацией головки. Не экономьте на инструменте — он окупится спасенным двигателем.
После замены прокладки и затяжки ГБЦ запустите двигатель и дайте ему поработать на холостых ходах. Внимательно следите за признаками негерметичности: появлением пузырей в расширительном бачке, белого дыма из выхлопной трубы или потеков масла в месте стыка ГБЦ и блока. Если все сделано правильно, этих симптомов быть не должно.
- Всегда работайте с холодным двигателем.
- Используйте только новый комплект болтов и новую прокладку ГБЦ.
- Строго соблюдайте порядок затяжки и значения момента, указанные для вашего двигателя.
- Не забывайте очищать резьбовые отверстия в блоке перед установкой новых болтов.



